Статьи

Комфорт и экология

7 февраль 2020 (11:09)

Комфорт и экологияВ Екатеринбурге утверждена комплексная транспортная схема, рассчитанная до 2023 года. Соответствующее постановление подписал глава города Александр Высокинский. В основу схемы легло социсследование по определению характеристики актуального поведения жителей Екатеринбурга в сфере использования общественного транспорта. Авторы постарались учесть все аспекты: плотность остановок, частоту маршрутов, температурный режим в салонах транспортных средств, наличие полезной площади для пассажиров и так далее. В этом материале ИАА «УралБизнесКонсалтинг» приводит краткий анализ стратегии развития городских общественных перевозок.

Документ «Об утверждении Комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2020-2023 годы» опубликован в № 131 от 30.01.2020 г. газеты «Екатеринбургский вестник». В его основу легло социологическое исследование, которое в июне 2019 года проводилось в рамках научно-исследовательской работы «Анализ и прогноз пространственного поведения населения города Екатеринбург и разработка транспортно-экономической модели города Екатеринбург на перспективу до 2035 года». Объем транспортной стратегии — 164 страницы, значительную ее часть составляет анализ текущего положения дел в сфере общественных перевозок в Екатеринбурге.

Методика расчета пассажиропотоков

Авторы новой схемы постарались всесторонне изучить ситуацию в сфере общественных перевозок с учетом плотности городской застройки. Речь идет о научном подходе и использовании в аналитических выкладках специфического понятийного аппарата — терминов.

В частности, с целью расчета пассажиропотока на крупнейших транспортно­пересадочных узлах (ТПУ) Екатеринбурга применялись результаты распределения сформированной матрицы корреспонденций. К примеру, были учтены посадка (вход с территории), высадка (выход на прилегающую территорию) и пересадка с учетом вида (наземный/внеуличный) и маршрутов транспорта общего пользования. При этом суммарный пассажиропоток в ТПУ оценивался как сумма посадки (с № прилегающей территории), высадки (на прилегающую территорию) и пересадки.

Также в рамках научно-исследовательской работы был проведен ряд обследований пассажиропотоков: с 13.08.2019 по 16.08.2019 прошли замеры трех сечений улично-дорожной сети Екатеринбурга с высокой интенсивностью движения маршрутов городского транспорта и значительной долей маршрутов коммерческих перевозчиков. Анализу подверглись ситуация на остановочном пункте «Улица Шварца», на улице Белинского по направлению в центр; на остановочном пункте «Центральный стадион», на улице Репина по направлению в центр; на остановочном пункте «Архитектурная академия», на улице Карла Либкнехта по направлению из центра.

Суть опыта была следующей: на каждую дверь подвижного состава установили датчики подсчета пассажиров, которые фиксировали их вход и выход. На подвижной состав также ставили анализатор пассажиропотока, преобразующий сигналы датчика в количественные значения пассажиропотока; GPS/ГЛОНАСС-навигатор, определяющий координаты транспортного средства; датчики закрывания дверей и оборудование для передачи данных по мобильному каналу связи.

Наряду с замером разных параметров был выполнен расчет доли использования «Е-карт» на каждом маршруте. Анализ показал, что доля использования электронных средств оплаты проезда («Е-карта» и банковские карты) составляет от 40 до 77% от количества вошедших в транспортное средство в зависимости от конкретного маршрута, времени суток, сезона.

«Выявлено, что в среднем доля использования электронных средств оплаты проезда на маршрутах ЕМУП «Гортранс» значительно выше, чем на маршрутах коммерческих перевозчиков (76% и 48% в сутки)», — говорится в исследовании.

Характеристика качества транспортного обслуживания

За основу оценки стандартов был взят опыт разных городов: Казани, Омска, Братска, Пензы. В оценку вошли требования к обеспечению комфортности пассажиров. Это температурный режим внутри транспортных средств, уровень освещенности салона и так далее. Например, в стандарте Казани регламентируются допустимые отклонения от расписания (10 минут на каждой из остановок), наполняемость транспортных средств (соблюдение норм вместимости транспортного средства, предусмотренных его технической характеристикой).

Однако в случае Екатеринбурга власти решили, что такой стандарт задержки будет недопустим.

«Можно констатировать, что формальное присутствие данных показателей тем не менее не позволяет говорить о каком бы то ни было качестве перевозки, так как допустимое отклонение от расписания на 10 минут для поездок с деловыми целями является неприемлемым», — говорится в стратегии.

То же самое касается вместимости транспортных средств. Этот показатель рассчитали исходя из требований ЕЭК ООН № 36 (03)/2 для автобусов класса I (городские): 0,125 кв. м. на одного пассажира (плотность пассажиров составляет 8 чел./кв. м.). Фактически предельная наполняемость транспортного средства (затруднение при закрытии дверей) соответствует плотности пассажиров, составляющей около 6 чел./кв. м.

Доступность остановок

В новой схеме регламентируется доступность для горожан остановок общественного транспорта.

«Дальность расположения остановочного пункта, периоды суток и максимальные интервалы движения определяются в зависимости от категории объекта и транспортного спроса. Расстояние для объектов со свободным доступом (жилые здания, гостиницы, предприятия торговли и т. п.) рассчитывается от контура здания; для объектов, расположенных на территориях с ограниченным доступом, — от места контроля доступа на территорию (обеспечивается как минимум для одного из мест контроля доступа для территории каждого из объектов)», — указано в документе.

В случае ввода новых остановок нужно будет, чтобы на них в каждый час пик собиралось не менее 30 пассажиров. Важно и то, что в схеме обговаривается важность доступности остановок транспорта для маломобильных горожан. Это гарантированное прибытие не менее одного рейса один раз в 30 минут, при этом транспорт с низкопольным подвижным составом должен быть указан в расписании.

Новации

К нововведениям можно отнести такие параметры, как оснащенность транспортных средств оборудованием мониторинга параметров качества (надежность, нормы вместимости). Так, 10% парка предлагается оснастить оборудованием подсчета количества пассажиров с передачей информации в реальном времени в общегородскую систему мониторинга параметров качества перевозок. Это данные по количеству вошедших, вышедших, находящихся в салоне пассажиров, дата и время начала и окончания посадки-высадки, определяемым по моментам открывания и закрывания дверей.

При этом на весь парк должно быть установлено навигационно-связное оборудование (GPS/ГЛОНАСС, средства голосовой и визуальной двухсторонней связи с диспетчером) с передачей информации в реальном времени в общегородскую систему мониторинга.

Комфорт и экология

Температура в салонах. Во всех транспортных средствах Екатеринбурга температурный режим должен будет соответствовать показателям, зависящим от текущей погоды на улице. Это не менее +12 °С при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +5 °С, не более +25 °С при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +20 °С (для транспортных средств, закупаемых после утверждения стандарта).

Соблюдение норм вместимости. Фактическая наполненность транспортного средства должна составлять не более 4 человек на 1 кв. м. свободной площади пола салона транспортного средства, предназначенной для проезда стоящих пассажиров. Превышение указанного норматива допускается не более чем в 15% случаев относительно статистики работы подвижного состава на маршруте за последние два месяца аналогичного сезона года (лето или остальные сезоны).

Протяженность участка маршрута с превышением наполнения салона транспортного средства более чем 4 человек на 1 кв. м. свободной площади пола салона транспортного средства должна составлять не более 2 км в любое время суток. Напомним, что ранее эта норма была практически в 2 раза больше — на каждом квадратном метре предполагалось размещать 8 человек, что физически трудноосуществимо и не позволяет говорить о комфорте перемещения в общественном транспорте.

Количество пересадок. Общее количество пересадок в центральную часть Екатеринбурга (улицы Восточная, Ткачей, Машинная, Щорса, Московская, Челюскинцев) должно составлять не более 1 (с учетом пересадки на метрополитен). Общее количество пересадок, осуществляемых пассажиром в целях перемещения от любого остановочного пункта маршрутной сети Екатеринбурга до любого другого остановочного пункта, должно составлять не более 3.

Экологичность. Все транспортные средства должны будут относиться к экологическому классу ЕВРО-5 и выше.

Уровень шума в салонах транспортных средств. Уровень шума в салонах транспортных средств должен будет отвечать требованиям, установленным подпунктом 4 ГОСТ Р 51616-2000 «Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний».

Вывод

Очевидно, что утверждение новой комплексной транспортной схемы в Екатеринбурге наряду с новым Генпланом развития города закладывает новые стандарты стратегического планирования. Все это положительно скажется на обустройстве всех сфер городской жизни, в том числе такой ключевой, как транспортное обслуживание населения. При этом в обстановке роста жилой застройки, освоения новых территорий, строительства транспортной инфраструктуры обнадеживает тот факт, что власти Екатеринбурга и эксперты учитывают при разработке концепции не только экономическую целесообразность, но и комфорт, экологичность и доступность разных видов транспорта для населения.

Другие материалы по теме: