Статьи
19.02.2018

Последний аудитор

Последний аудитор Реформа аудиторской деятельности, инициированная в прошлом году, может негативно отразиться на региональных компаниях, считают эксперты. Госдума уже приняла в первом чтении законопроект, направленный на ужесточение требований к обязательному аудиту и самим аудиторам. Если участникам рынка не удастся доказать законодателю необходимость поправок, сократится как число аудиторских компаний, так и их клиентов. Окончательно ситуация прояснится в конце февраля, когда пройдет итоговое заседание экспертного совета Госдумы по работе над проектом по реформе аудита.

Банк России разработал пакет поправок в ФЗ-307 об аудиторской деятельности, которые направленные на очищение рынка от недобросовестных участников и передачу полномочий по его регулированию от Минфина и Федерального казначейства Центробанку.

«Самым главным ожидаемым результатом реформы аудиторской деятельности должна стать ликвидация такого явления, как «аудит с закрытыми глазами». Мы ожидаем, что в результате восстановим доверие к аудиту и к продукту аудита. Должны достичь того, что проаудированная финансовая отчетность будет действительно не вызывать сомнений и не требовать повторной перепроверки», — рассказывала директор департамента корпоративных отношений ЦБ РФ Елена Курицына в рамках выступления на банковском форуме в Сочи в сентябре 2017 года.

Из существенных изменений — сокращение числа компаний, подлежащих обязательному аудиту, ужесточение требований к аудиторским компаниям и введение двух подписей под аудиторским заключением — руководителя компании, проходящей проверку, и самого аудитора.

Депутаты Госдумы приняли законопроект в первом чтении 14 декабря 2017 года. Однако предложенные поправки серьезно обеспокоили участников рынка. По словам экспертов, в первой редакции реформа ударит в первую очередь по региональным аудиторским компаниям.

«Конечно, законодательство сейчас ужесточается. Увеличивается число критериев для компаний, которые должны проходить обязательный аудит, из-за чего многие организации выпадут из этого требования. Это может негативно отразиться на региональных аудиторских фирмах, которые работают с малым и средним бизнесом. В Совете Федерации выступал, например, руководитель отдела аудита Ростеха. Он говорил, что сейчас может получиться так, что 200 компаний с госсобственностью не попадут под обязательный аудит просто из-за того, что у них не было переоценки в течение 10-20 лет», — рассказала председатель правления саморегулируемой организации «Российский союз аудиторов» Людмила Козлова.

Сложности у региональных компаний вызовет и ужесточение требований к самим аудиторам, считает председатель комиссии Уральской ТПП по бухгалтерскому учету, аудиту, налогам и правовой защите предпринимателей Ирина Мамина.

«Полагаю, что это добавит проблем аудиторскому рынку, в первую очередь региональному. Региональным аудиторам будет крайне сложно выполнить чрезмерные требования как по минимально необходимому количеству сотрудников, так и по непрерывному опыту работы по каждому виду экономической деятельности», — рассказала она.

По ее словам, сам законопроект содержит множество нестыковок и неточностей.

«Например, там не упомянуты в качестве надлежащих субъектов аудиторы с так называемыми «старыми» аттестатами, что по существу приведет к их отмене. Есть вопросы к законопроекту по соблюдению основы аудита — принципа независимости, так как единый орган, Центральный банк РФ, будет одновременно выполнять функции регулятора, контролера, а также являться аудируемым лицом», — добавила Ирина Мамина.

После того, как законопроект был принят в первом чтении, профессиональные сообщества предложили свои вариант поправок, чтобы если не нивелировать, то хотя бы уменьшить негативный эффект от реформы. Свой вариант, в частности, представило и СРО РСА.

«Поправки были направлены на снижение риска конфликтов интересов и отсутствия независимости. Конечно, мы подготовили поправки, чтобы не повышались критерии по обязательному аудиту. Естественно, поправки против увеличения количества аудиторов в аудиторских организациях, против требования по наличию двух подписей под аудиторским заключением», — прокомментировала Людмила Козлова.

По этому вопросу в Госдуме уже трижды собирался экспертный совет, однако пока неизвестно, каким предстанет законопроект ко второму чтению. Между тем участники рынка прогнозируют, что намеченный ЦБ курс неминуемо приведет к повышению стоимости аудиторских услуг из-за снижения конкуренции, а сокращение числа компаний, подлежащих обязательному аудиту, может в итоге ухудшить состояние деловой среды в целом по стране.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
12.10.2017 Уральское бизнес-сообщество настаивает на внесении поправок в закон об онлайн-кассах

Уральские предприниматели настаивают на внесении поправок в закон о контрольно-кассовой технике (ККТ), который ...

12.10.2017 Уральское бизнес-сообщество настаивает на внесении поправок в закон о применении онлайн-касс

УрБК, Екатеринбург, 12.10.2017. Уральские предприниматели настаивают на внесении поправок в закон о контрольно-кассовой ...

24.04.2017 Минфин РФ с 2018 года передаст Центробанку функции регулирования аудиторских компаний

УрБК, Москва, 24.04.2017. Банк России направляет в Минфин РФ законопроект о передаче ему от министерства с 1 января ...

04.07.2013 Россия может перейти на международные стандарты аудита

УрБК, Москва, 04.07.2013. Правительство РФ на заседании в четверг, 4 июля, рассмотрит законопроект о переходе к ...

23.06.2010 Перечень категорий юридических лиц, аудит отчетности которых проводится исключительно аудиторскими организациями, дополнен государственными корпорациями

УрБК, Екатеринбург, 23.06.2010. Совет Федерации РФ одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон ...