Российская пищевая промышленность второй год подряд продолжает наращивать объемы закупа пальмового масла. Ряд экспертов полагают, что это свидетельствует о восстановлении некоторых секторов отрасли после прошлогоднего падения. Вместе с тем представители молочного производства такой тенденции не рады.
Огромные поставки пальмового масла говорят о том, что полки магазинов и далее будут пополняться поддельными сырами и сливочным маслом. На сегодняшний день это лидеры среди контрафактной молочной продукции. Серьезных мер для сдерживания недобросовестных предприятий от производства фальсификата государство пока не приняло.
Масло со вкусом спредаС массовым контрафактом на полках потребители в Свердловской области
столкнулись еще в прошлом году. Выражалось это в том, что под этикетками «Масло» и «Сыр» потребители находили спред и сырный продукт. При этом, как
показали проверки Роспотребнадзора в 2015 году, такую продукцию выпускали и свердловские предприятия, и производители из других регионов.
В целом, по данным Национального союза производителей молока (Союзмолоко), доля фальсификата на рынке выросла по итогам прошлого года в 2 раза.
«Мы делали расчеты по количеству заявленных производителем жиров и сравнивали их с объемом сырья на рынке. По нашим данным, было сфальфицированно 10% от общей доли продукции. В 2014 году — около 5%», — пояснили УрБК в организации.
Наибольшая доля фальсификата приходится на продукцию, жирность которой выше 3,5%. Традиционными лидерами здесь являются самые молокозатратные продукты — сливочное масло и сыры. Впрочем, председатель союза предприятий молочной промышленности Свердловской области, генеральный директор ООО «Молочный кит» Игорь Пехотин заметил, что производители начали подделывать даже обычное молоко.
Причины увеличения доли недоброкачественной продукции очевидны — введение продовольственного эмбарго, которое привело к дефициту молока в стране, и падение доходов населения. Уровень самообеспечения молоком в стране составляет 70-77%, в Свердловской области — 50%.
Компенсировать потери сырья российским молокопроизводителям пока не удается. Так, сельхозпроизводители Свердловской области, по данным Свердловскстата, с января по апрель 2016 года не смогли увеличить надои. Кроме того, в самом регионе продолжает сокращаться поголовье. С мая 2015 по май 2016 года число коров снизилось на 4,5%.
Основным сырьем при производстве спреда или сырного продукта на сегодняшний день является пальмовое масло. По данным Союзмолоко, в 2015 году объемы закупа этого сырья выросли на 25,8% по сравнению с 2014 годом. При этом импорт так называемого технического пальмового масла упал на 33%. Ввоз пищевого, наоборот, вырос на 27%.
Запугивание фальсификатомИтоги I квартала 2016 года свидетельствуют о том, что пищевая промышленность продолжает наращивать поставки пальмового масла. Так, по данным Союзмолоко, с января по март 2016 года импорт сырья в Россию вырос на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Центр исследований кондитерского рынка, ссылаясь на данные Федеральной таможенной службы, и вовсе сообщает о росте на 39,6% — до 246 тыс. т.
Такая тенденция и не удивительна. Текущий год проходит в стране и на Среднем Урале под продовольственным эмбарго, на отмену которого в ближайшее время мало кто рассчитывает. Растущая безработица и падение доходов негативно влияют на покупательскую способность населения. На этом фоне потребители стали массово переходить к цельномолочной продукции и творогу, которые дешевле и подделываются в меньшей степени. Одновременно с этим уменьшается спрос на сыры и сливочное масло.
Впрочем, как полагают в Союзмолоко, на изменение вкусов людей повлияли не только их доходы, но и активный интерес к фальсификату со стороны СМИ и общественников. Последние на фоне продовольственного эмбарго стали проводить массовые рейды по магазинам в борьбе за «чистоту продуктов».
«Во многом рынку вредят общественные организации, которые проводят собственные проверки. При этом изъятую молочную продукцию они относят, к примеру, в институт исследования мясных продуктов. Понятно, что результаты таких анализов в итоге могут не соответствовать подлинному качеству продукции», — отмечают в организации.
Наказать или поддержатьОднако само государство пока не может предложить эффективных мер по борьбе с контрафактом. Выявленных нарушителей Роспотребнадзор штрафует на несколько десятков тысяч рублей, и дело, как правило, этим и заканчивается. Да и сама проверка на выявление фальсификата не имеет единого подхода. Кроме того, из-за технологических сложностей специалистам приходится по нескольку раз перепроверять продукцию. Соответственно, это влияет и на время проведения проверки.
Участники молочного рынка на протяжении всего 2015 года высказывались за принятие комплексных мер по противодействию поддельной молочной продукции. Например, в разы увеличить штрафы для нарушителей. До законодательных актов эти призывы не дошли и пока находятся в стадии обсуждения.
«Я думаю, что только усиление ответственности позволит сдержать недобросовестных производителей, — полагает Игорь Пехотин, — В нынешних условиях, на мой взгляд, следует вводить наказание вплоть до уголовной ответственности».
Кроме того, как считает глава областного союза предприятий молочной промышленности, необходимо ввести четкое разграничение между пищевым и техническим пальмовыми маслами.
«На сегодняшний день Россия — одна из немногих стран, где нет этого четкого разделения», — отмечает И. Пехотин.
Впрочем, как показывает практика, даже при ужесточении законодательства недобросовестные предприятия находят лазейки для поставок своей продукции. Так, в прошлом году Роспотребнадзор выявил партии, которые были выпущены несуществующими предприятиями.
По мнению участников рынка, самой эффективной мерой в борьбе с фальсификатом было бы увеличение рентабельности молочных предприятий. В настоящее время заводы испытывают проблемы не только с модернизацией, но даже с самоокупаемостью. Выделяемых субсидий явно не хватает. Например, в Свердловской области уровень господдержки АПК из года в год остается на прежнем уровне — около 5 млрд руб. С учетом инфляции эта сумма и вовсе сокращается, что ранее признали в областном министерстве АПК и продовольствия.
«Во всем мире государство идет двумя путями — или дает деньги производителям молока и обеспечивает им доходность для развития, или делает справедливую цену на сырье, но субсидирует социально незащищенные слои населения, то есть вводит карточки. Нужно выбрать один из путей, а у нас нет ни того, ни другого. В результате производители работают на грани рентабельности», — отмечают в Национальном союзе производителей молока.
Само государство тем временем пытается найти другие альтернативы. Так, аналитический центр при правительстве РФ предложил искать деньги для отрасли у иностранных производителей, которые располагают собственными предприятиями в России. Однако и для них производство молока в стране остается малопривлекательной идеей из-за высоких кредитных ставок и больших сроков окупаемости вложений.
Сергей Беляев