Авторская колонка

Семен Гальперин о проблемах концертного бизнеса

11 апрель 2016 (10:56)

Семен Гальперин о проблемах концертного бизнесаДля концертного бизнеса 2016 год начался достаточно спокойно. Если нет существенных перепадов в валютном курсе, организаторы концертов могут жить и работать: в прошлом году ситуация была гораздо сложнее. Конечно, несмотря на большее чем когда-либо в истории проникновение музыки в нашу жизнь, на постсоветском пространстве концертный бизнес стагнирует. Особенно если сравнивать с устойчивыми экономиками США и Западной Европы, а также развивающимися рынками — Китаем, Юго-Восточной Азией и Латинской Америкой.

На российском рынке сегодня действуют две противоречивые тенденции. С одной стороны, культура и развлечения — это первое, на чем можно сэкономить в кризис. С другой — несмотря на сложную финансовую ситуацию, люди хотят не только хлеба насущного, но и пищи духовной; не только хлеба, но и зрелищ. Именно в кризис хочется забыть обо всём и погрузиться в новые эмоции и ощущения.

В результате количество проданных билетов на концерты не упало, а в случае ряда артистов даже выросло. То есть, проблема сегодня не в падении доходов, а в росте наших затрат в связи с обвалом рубля. В рублевом эквиваленте выросли не только гонорары западных артистов, но и стоимость авиабилетов, виз, сценического оборудования.

Появились долговые нагрузки, которых раньше не было. Допустим, крупный промоутер организует тур, а маленькие компании в небольших городах не могут эти концерты оплатить. Тогда промоутер, имеющий имя и репутацию на рынке, чтобы их сохранить, вынужден за свой счет покрывать издержки и выплачивать артисту гонорар. Мы попали в такую ситуацию год назад: вовремя с нами не расплатились шесть из девяти городов тура, а за прошедший год полностью с нами смог рассчитаться только один из них, а от остальных мы получили только около 20% долга без учета инфляции.

Попадают в тяжелые ситуации и сами крупные промоутеры — организаторы туров. Недавно не смогло выполнить свои финансовые обязательства одно из старейших российских концертных агентств. Если за гастроли группы A-ha ему помогли рассчитаться коллеги, то за тур Эроса Рамазотти платить было уже нечем, и артист, выступив в Минске, отменил ещё десяток концертов на просторах бывшего СССР. Интересно, что еще до срыва тура был отменен концерт в Екатеринбурге — екатеринбургский промоутер не смог рассчитаться первым из всех.

Кроме того, с углублением кризиса в концертном бизнесе растет число фактов недобросовестной конкуренции и увеличивается разнообразие мошеннических схем. Расскажу о ситуации, которую «за кулисами» недавно обсуждали все российские промоутеры. Сибирский организатор заключил договор на два концерта с большой американской альтернативной группой. Один из них он перепродал организатору из Казахстана. Казахский организатор рассчитывался с сибиряком вовремя, а сибиряк этими деньгами рассчитывался за оба концерта, не вкладывая ни копейки своих, и даже чуть-чуть забирая.

Организатор тура понимал, что денег приходит в два раза меньше, чем должно, но поскольку они, в принципе, поступали, считал, что с обоими концертами всё будет нормально. Схему он понял только за день до сибирского концерта, когда сделать уже ничего было нельзя. Сибирский концерт пришлось отменить. Благодаря ответственности казахского организатора, который заплатил больше денег, чем изначально обговаривалось, удалось спасти концерт в Казахстане. В итоге сибирскому организатору удалось ещё и заработать на этой отмене. Дело в том, что в суд идут редкие покупатели билетов, ведь речь всего лишь о нескольких тысячах рублей. А остальных можно вечно кормить рассказами о скором возврате денег.

Несмотря на подобные вопиющие факты, известные и понятные участникам рынка, недобросовестные промоутеры продолжают свою деятельность. В отсутствие контролирующих инстанций и при обилии «серых» схем, новые остапы бендеры раз за разом находят очередных доверчивых партнеров, которые совсем скоро попадают в точно такую же ситуацию. А прежние партнеры продолжают сотрудничество, надеясь на возврат долгов, пока эти долги не достигают угрожающего деятельности компаний размера.

В такой ситуации о перспективах концертного бизнеса говорить сложно. Пока что мы можем констатировать, что даже при курсе почти 80 руб. за долл. США мы смогли продержаться и в «Доме печати» и в «Телеклубе» проводить очень сильную репертуарную политику.

Другие материалы по теме:


Loading...