Статьи

Девелоперы в ожидании чуда

28 май 2015 (14:39)

Девелоперы в ожидании чудаСвердловские застройщики пытаются всеми доступными способами восстановить докризисный объем спроса на рынке жилой недвижимости. В ход идет снижение цен, «замаскированное» под различного вида скидки, бонусы и акции. Также девелоперы в последнее время значительно увеличили рекламные расходы. Кроме того, они стали активно развивать сотрудничество с агентствами недвижимости, которое, по их мнению, позволит увеличить объемы продаж. Однако, по словам экспертов, эти меры не принесут желаемого результата без восстановления в стране платежеспособного спроса.

В 2015 году количество сделок купли-продажи жилья на первичном рынке Екатеринбурга сократилось на 40-50%. Это стало главной темой пресс-завтрака, организованного журналом «Мегаполис Профи», где свердловские застройщики пытались выработать комплекс мер для восстановления спроса на новостройки.

Сейчас на рынке наблюдается переизбыток объема предложения, заявил руководитель дирекции «Уралэнергостройкомплекс» Андрей Никифоров.

«Текущую ситуацию можно охарактеризовать как «рынок покупателя». Потребитель имеет возможность выбрать наилучший со всех точек зрения проект из-за того, что объем предложения растет, а объем спроса снижается», — заявил Андрей Никифоров.

Подобного мнения придерживается председатель совета директоров «Корин холдинга» Андрей Бриль.

«Основная проблема — снижение платежеспособного спроса. В этой связи каждому застройщику важно улучшить качество своих проектов. Сейчас девелоперам необходимо заставить потребителя приобрести новое жилье, даже если он сомневается или не хочет в данный момент этого делать», — уверен Андрей Бриль.

Коммерческий директор «ЛСР. Недвижимость-Урал» Руслан Музафаров считает, что снижение спроса во многом обусловлено неуверенностью покупателей в завтрашнем дне.

«Сейчас люди чувствуют себя неуверенно. Их доходы пошатнулись или могут пошатнуться в ближайшее время. Поэтому некоторые молодые семьи принимают решение временно отказаться от покупки жилья и дождаться улучшения ситуации на рынке», — сообщил Руслан Музафаров.

Основные надежды застройщиков были связаны с началом функционирования программы субсидирования процентных ставок по ипотеке, которая позволяет приобрести квартиру на первичном рынке под 11,9% годовых. Однако пока она не смогла кардинально улучшить ситуацию с падением спроса.

В этой связи застройщики стали прибегать к современным маркетинговым инструментам. Во-первых, они существенно нарастили рекламные расходы, а также начали «замаскированное» снижение цен под различного вида скидки, бонусы и акции. При этом официально застройщики говорят о том, что переписывать ценники они не намерены из-за высокой себестоимости строительства.

«Мы не ожидаем падения цен. Сейчас свердловские застройщики лучше готовы к кризису, чем в 2009-2011 годах. Они менее закредитованы, имеют большой опыт преодоления трудностей. Поэтому девелоперы имеют возможность без особых проблем увеличить сроки экспозиции своих квартир без снижения стоимости», — считает Андрей Бриль.

Во-вторых, застройщики стали активнее сотрудничать с агентствами недвижимости. Сейчас активно обсуждается идея создать на базе УПН единый центр продажи квартир на первичном рынке.

«Суть идеи заключается в следующем. Сейчас застройщики крайне неохотно сотрудничают с риэлторами, предпочитая продавать квартиры исключительно через свои отделы продаж. Однако, возможно, существует неиспользуемый потенциал. Отдел продаж у каждого девелопера один, а агентств недвижимости может быть, к примеру, 150. Они могут продать недвижимость застройщика значительно быстрее», — считает исполнительный директор УПН Рустем Галеев.

Свердловские девелоперы готовы поддержать эту инициативу при условии, что агентства недвижимости возьмут на себя некоторые обязательства. Сейчас при продаже квартир через свои отделы продаж они устанавливают плановые показатели.

«Если сегодня агентства недвижимости готовы предложить девелоперам реальные механизмы, которые позволят риэлторам брать на себя обязательства и выполнять четкий план продаж, то мы эту инициативу поддержим», — сообщил Андрей Никифоров.

Еще одна инициатива, которую активно обсуждают застройщики с целью повышения уровня продаж — работа с исходящим потоком клиентов.

«В последние годы практически все застройщики работали исключительно со входящим трафиком. При этом они утратили навык работы с исходящим. На мой взгляд, возвращение к этой практике даст существенный приток новых клиентов. В этой связи необходимо грамотно сформировать телефонную базу и разработать эффективный механизм такой работы», — считает директор «Маркетинг-Консультант» (компания курирует проекты застройщиков «Брусника» и «Форум-групп») Сергей Разуваев.

Однако, по словам главы Группы «Астон» Вячеслава Трапезникова, ни одни маркетинговый инструмент не поможет свердловским застройщикам увеличить объемы продаж на рынке жилой недвижимости.

«Чудес не бывает. На падающем рынке практически ничего нельзя сделать для увеличения продаж. Платежеспособный спрос падает. Кроме того, сейчас фактически не продается «вторичка». Поэтому на первичном рынке значительно меньше покупателей. В этих условиях нас ожидает «холодное лето». В кризис застройщикам необходимо «резать косты» (Ред. — сокращать расходы) и «сидеть тихо», — считает Вячеслав Трапезников.

По словам экспертов, применяемые застройщиками маркетинговые инструменты позволяют лишь «перетянуть» клиентов либо из компаний-конкурентов, либо со вторичного рынка. При этом общая ситуация на рынке жилья улучшится только после окончания кризиса и восстановления платежеспособного спроса.

Другие материалы по теме: