Статьи

Хотели как лучше: туроператоры считают «Турпомощь» бесполезной

15 май 2013 (10:18)

Хотели как лучше: туроператоры считают «Турпомощь» бесполезнойТуристический рынок растет и развивается: с каждым годом желающих отдохнуть за границей становится все больше. Туроператоры заявляют о том, что туризм — это целая отрасль, которая нуждается в отдельном отраслевом ведомстве, а до тех пор к ней применима поговорка «У семи нянек дитя без глазу». Попытки федеральных властей навести порядок специалисты не считают успешными. Они заявляют, что создание института фингарантии и ассоциации «Турпомощь» — практически бесполезное мероприятие.

Напомним, что ассоциация «Турпомощь» была создана для того, чтобы оказывать экстренную помощь российским туристам, находящимся за рубежом на отдыхе, в случаях невозможности исполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта. Туроператоров обязали вступить в «Турпомощь», при этом они должны были заплатить взнос в размере 100 тыс. руб., а затем каждый год отчислять в фонд «Турпомощи» 0,1% от оборота компании. Исходя из того, что в объединение вступило 1 627 туроператоров, ее компенсационный фонд составляет сейчас более 160 млн руб.

За последние полгода с екатеринбуржцами произошло несколько случаев, которые доказали, что в экстренных ситуациях туроператоры могут надеяться только на самих себя.

«В этом месяце произошел инцидент, который продемонстрировал бездействие «Турпомощи». Туроператор ООО «Библио Трэвел» продал екатеринбуржцам билеты, которые на обратном пути из Таиланда авиакомпания посчитала поддельными. Туристам, соответственно, отказали в вылете. Ими был осуществлен звонок в «Турпомощь» с претензией на то, что оператор ненадлежащим образом исполняет свои обязательства. В «Турпомощи» ответили, что в данном случае они помогать не будут, поскольку ситуация не попадает в зону ответственности ассоциации. В итоге после долгих разбирательств турагент, даже не туроператор, купил туристам новые билеты и расселил в отеле», — рассказал президент информационно-туристического центра Свердловской области Вадим Винер.

Эксперт утверждает, что правила для ассоциации приняты и уже утверждены правительством. Но эта схема показала свою полную неработоспособность.

«Туристы столкнулись с тем, что для получения денежных средств в экстренной ситуации «Турпомощь» должна собрать наблюдательный совет, который будет работать 3 дня. А в правилах написано, что помощь должна быть оказана в течение суток. Получается, что обозначенная выше организация кроме сбора денег реально ничем не занимается. Они пытаются уклоняться от своих прямых обязанностей», — заключил Вадим Винер.

Однако директор ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Вячеслав Басов пояснил, что специализация данной организации довольно узкая — оказание финансовой поддержки туристу осуществляется только тогда, когда происходит банкротство туроператора или доказана его неспособность исполнять свои обязательства в связи с финансовыми затруднениями.

«За майские праздники к нам поступило 300 звонков. Мы помогали туристам по мере своей компетенции. Туристы звонят по разным ситуациям, это могут быть задержки рейсов, травмы и даже смерть. Но мы поддерживали пострадавших не деньгами, мы консультировали людей, потому что зачастую оказывались единственной службой, до которой пострадавшие могли дозвониться в критический момент», — рассказал Вячеслав Басов.

О том, что ни один регламент ассоциации «Турпомощь» не приспособлен для жизни заявляют многие туроператоры, акцентируя внимание на том, что эта организация не сможет защитить потребителя. Вадим Винер отметил, что ситуация в Таиланде — не единственная неприятность, которая произошла с туристами из Екатеринбурга.

«Московский туроператор ООО «Лабиринт» не сделал визу вовремя, и екатеринбургских туристов депортировали из Индии в Краснодар. И в этом случае «Турпомощь» также сложила с себя ответственность. В итоге людей привезли с помощью туроператора. А ведь задачей ассоциации изначально было не деньги собрать, а сделать реальную защиту для туриста», — добавил Вадим Винер.

Директор по продажам туроператора «Натали-Турс» Олег Хигер заявил, что надеется только на свои силы в случае, если что-то пойдет не так. Он считает, что «Турпомощь» будет не в состоянии помочь, если обанкротится одна из крупных туристических компаний.

«Компания «Натали-турс» не сталкивалась с деятельностью данной ассоциации и не столкнется, потому что мы рассчитываем только на свои силы. «Турпомощь» создана волей сверху, но, на мой взгляд, она не жизнеспособна. Сейчас объем рынка такой большой, что если что-то случится с одним из турецких операторов, никакая «Турпомощь» не спасет ситуацию. Поэтому смысла в ней по большому счету нет, а собирать деньги со всех для того, чтобы выборочно отдать их какому-то мелкому или среднему игроку, если он будет испытывать трудности — это не самый лучший вариант», — заявил Олег Хигер.

Впрочем, эксперты отмечают, что «Турпомощь» — всего лишь очередная попытка государства навести порядок в туризме, которая бесполезна уже в силу того, что в стране существуют большие проблемы с туристским законодательством.

«Законодательство РФ в сфере туризма имеет большие проблемы. Оно оторвано от реальной жизни. Закон о туризме есть, но в нем не обозначена половина видов туристической деятельности. Все проблемы на сегодняшний день действительно ложатся на туроператоров. Ассоциация «Турпомощь» была создана после того, как институт фингарантии показал себя недееспособным. Но она тоже не сможет оказать должной поддержки ни туристам, ни бизнесу», — отметил генеральный директор турфирмы «Мир» Сергей Бузько.

Он считает, что проблемы отрасли в целом связаны с отсутствием реального структурирования и контроля.

«Туризму мешают работать не менее семи нянек — это Роспотребнадзор, Ростуризм, федеральные агентства по туризму и так далее. Если туризм нужен Российской Федерации, значит надо создавать отраслевое министерство с полным функционалом», — заключил эксперт.

Татьяна Юстус

Другие материалы по теме: