«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Облизываются на муниципальную собственность
В начале недели администрация Екатеринбурга обратилась в правоохранительные органы с призывом выявить заказчиков и исполнителей масштабной информационной провокации — в отношении системы водоснабжения города.
Панические слухи «страшные яды попали в водопровод, потому что очистка не смогла справиться» были вброшены через СМИ общефедерального уровня в удачный момент — вечером в пятницу, когда на протяжении двух дней авторитетно опровергнуть их было некому и негде: газеты не выходят, большинство местных телеканалов либо не транслирует новостные программы в выходные, либо они идут в записи. Самым странным было то, что никто перед публикацией столь значимой информации даже не попытался получить комментарии компетентных служб. Это и наводит на подозрения, что налицо не небрежность московских журналистов, а сознательный умысел.
На поверку оказалось, всё это — ложь с первой до последней буквы. Соответствующие заявления сделали Главное управление МЧС по Свердловской области и из Москвы — Государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. По его словам, оперативно сделанные анализы (а это изучение проб более чем по 70 показателям!) «доказали безопасность воды в Волчихинском водохранилище». Поиски заказчиков акции тоже дают свои плоды — уже высвечены фигуры некоторых депутатов областного уровня.
Конечно, мы уже привыкли к попыткам дискредитации Екатеринбурга. Когда решается вопрос, пойдут десятки миллиардов инвестиций в Москву, Санкт-Петербург или Екатеринбург, вопросы этики для некоторых отступают на задний план. Информационная кампания ведётся весьма изощрённо и результативно, часто даже самих екатеринбуржцев убеждают, что они живут в отвратительном и ничтожном городе — а что уж говорить о тех, кто живёт вдалеке?
Но в данном случае, думается, «бомбометание» велось более прицельное. Удар был направлен не по городу вообще, а по предприятию «Водоканал», которое якобы «не справилось».
Финансовый размах его деятельности оценить в силах и дилетант — достаточно вспомнить, сколько средняя квартира платит ежемесячно за горячую воду и водоотведение, и перемножить на число квартир в городе — полмиллиона. Более того, у предприятия серьёзнейшая инвестиционная программа стоимостью более 50 млрд. рублей — собственных, бюджетных, заёмных и подтягивающегося на проекты частного капитала.
Рейдеры и за сумму в разы меньшую готовы исполнить заказ на отбор собственности. Информационная атака — как раз один из приёмов в отработанной технологии отъёма активов. Причём это уже не первый «звоночек»: администрации города уже настоятельно рекомендовали использовать «Водоканал» как залог по кредиту. Если бы власти проявили неосмотрительность или поддались бы давлению, противоположная сторона могла бы, толкуя по-своему пункты кредитного договора, потребовать немедленного его возврата, сделать бы это не удалось — и залог бы обрёл новых владельцев при поддержке какого-нибудь «карманного» суда. Схема известная, и, похоже, её удалось остановить на первом этапе — мэрия обещает и далее обеспечивать общественно-информационный контроль ситуации.
К слову, политика екатеринбургских властей и городского сообщества на сохранение в муниципальной собственности мощнейшего коммунального комплекса (как, кстати, и транспортного) полностью себя оправдала. В то время как во многих других местах, где сомнительные личности и структуры-однодневки, получив задарма эти активы, быстро их «выдоили» и порушили, оставив население без воды, тепла, общественного транспорта. В Томске некие заинтересованные лица лоббировали передачу управления тамошним водоканалом транснациональной корпорации (с которой, как позже выяснилось, уже расторгли договоры в ряде городов Европы и США), а та не только не выполнила обещаний по улучшению водоснабжения, она систему практически порушила, а её деятельность обросла экологическими преступлениями и коррупционными скандалами.
В Екатеринбурге же все эти сферы развиваются, тарифная политика разумна, есть приток инвестиций. Разительное различие с предприятиями энергетическими вроде ТГК-9, которую в своё время отстоять не успели, а потому теперь все платежи граждан уходят куда-то в даль светлую, о ремонтах структура не печётся и управы на неё не сыскать.
На недавнем съезде водоканалов в Сочи глава Министерства регионального развития РФ Виктор Басаргин сообщил, что на восстановление инфраструктуры водного хозяйства страны, износ которого по стране более 60%, требуется 1,9 трлн. рублей. В том числе и под эти деньги готовится комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ (на реконструкцию всей отрасли требуется почти 15 трлн. рублей). Понятно, что таких и сразу денег у государства нет, требуются серьёзные частные инвестиции, но первый вклад, и достаточно большой, будет, конечно, из бюджетных средств. И, соответственно, встаёт чисто российская, так сказать, проблема — обеспечить, чтобы эти огромные деньги не растворились по чьим-то карманам, а пошли на запланированное благое дело. Добиться этого, думается, можно лишь в ситуации, когда коммунальные активы принадлежат муниципалитетам, несущим ответственность перед гражданами.
Попытки «ползучей» приватизации, однако, приходится отбивать снова и снова. Иногда пытаются экспроприировать не саму структуру, а место на рынке. Совсем как в 1990-е, когда, скажем, в представительство иностранной компании могли прийти хмурые ребята и доходчиво объяснить, что отныне иностранцы могут торговать не с кем угодно, а только с ними.
Вы думали, эти времена ушли? Наоборот, размах рейдерства увеличился. Теперь вот при всем честном народе управляющие компании и ТСЖ Екатеринбурга заставляют разорвать отношения с ЕРЦ, уже много лет доказывающим высокое качество своей работы, и принимать платежи только через некий «РИЦ», никак себя не зарекомендовавший. Если коммунальщикам и энергетикам это угрожает задержками платежей и их потерями, то рядовые граждане немедля ощутят серьёзные неудобства. Ведь сегодня ЕРЦ позволяет произвести платёж в десятках своих пунктов, расположенных именно там, куда приводят нас дела. Подобной сети у РИЦ нет и в помине, создать её в одночасье нереально. То есть — извольте ездить к чёрту на рога, стоять огромные очереди…
Настораживает и то, что в руки неизвестных дельцов неизбежно попадут персональные данные сотен тысяч собственников жилья, а по льготным категориям граждан — полные анкеты. Что создает весьма удобные стартовые условия для махинаций с жильём стариков.
При этом отдельное недоумение вызывает то, что «контора рога и копыта» учреждена госкомпанией — и это тогда, когда Президент заявляет об уходе государства из числа собственников. Впрочем, наша «контора» вполне может приватизироваться (в нужные руки), заграбастав рынок…
Так что держать ушки на макушке приходится: проходимцы продолжают нарезать круги вокруг лакомых кусков муниципальной собственности.