«Областная газета» и Леонид Поздеев: Чтоб не зарастали поля бурьяном
Из почти 20 миллионов гектаров земли, на которой расположилась Свердловская область, 1,2 миллиона, или семь процентов, принадлежит частным — юридическим и физическим — лицам. При том, что в собственности у самой области всего 41 тысяча гектаров, то есть 0,2 процента, а у муниципалитетов и того меньше — около пяти тысяч, или 0,01 процента.
Такие данные приводились на депутатских слушаниях, прошедших вчера в Законодательном Собрании области, на которых обсуждались меры по совершенствованию законодательства, регулирующего земельные отношения на территории нашего региона.
Из подготовленной организаторами депутатских слушаний справки следует, что большинством свердловских земель — почти 14 миллионами гектаров владеет федеральный центр, а ещё на четыре миллиона гектаров, которые тоже числятся казёнными, собственность вообще не разграничена — то ли они федеральные, то ли региональные, то ли муниципальные…
Поневоле вспоминаются слова из популярной на заре экономических реформ песни: «Эта земля была нашей… она умрёт, если будет ничьей…». Не зря участники слушаний вспоминали слова классика о том, что «земля — единственный продукт, который больше уже не производят», и говорили о том, что только благодаря обещанию дать людям землю в собственность большевикам удалось в 1917 году «перевернуть Россию».
Что ничьих земель у нас сегодня очень много, вряд ли кто рискнёт отрицать. Проблема эта остра не только в Свердловской области, но и во всей стране. По некоторым данным, в экономическом обороте — промышленном, сельскохозяйственном — сегодня задействовано не более семи процентов всех российских земель.
Участники слушаний утверждают, что предприятий и организаций, юридических и физических лиц, желающих получить землю в собственность или в аренду, для организации сельскохозяйственного или промышленного производства, для строительства производственных зданий или многоквартирных и индивидуальных жилых домов в нашей области немало.
Между тем и поля бывших колхозов и совхозов продолжают зарастать не только травой, но и лесом, и по объявленной более полугода назад программе бесплатного выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство отдельным категориям граждан из 24 тысяч заявлений на начало апреля удовлетворены только 257 — чуть более одного процента…
Заместитель председателя правительства — министр по управлению государственным имуществом Свердловской области Виталий Недельский говорил о необходимости увеличивать выделение участков под индивидуальное жилищное строительство.
Но такие крупные муниципальные образования как Екатеринбург сегодня не располагают свободными участками земли, а тем, у которых земли вдосталь, не хватает средств на кадастровые работы и создание технических условий подключения к коммунальным сетям. Выявляются и другие «подводные камни». Так, например, в «Областную газету» обратилась читательница Нина Плотникова — ей, как получившей инвалидность в результате радиационной аварии на комбинате «Маяк», предложили бесплатный участок под строительство собственного дома, чему женщина очень обрадовалась. Но когда занялась оформлением документов, выяснилось, что при примерной кадастровой стоимости выделенного ей участка 990 тысяч рублей ей придётся уплатить за него 130 тысяч рублей налога на доходы физических лиц. Поскольку речь идёт о бесплатном выделении земельных участков льготникам — инвалидам, ветеранам, многодетным семьям, для них такая сумма зачастую просто неподъёмна.
— Хорошо, что меня предупредили об этом, — говорит Нина Степановна, — и я, скорее всего, пока воздержусь от оформления документов…
Участники депутатских слушаний приняли решение направить в Государственную Думу РФ предложение о внесении изменения в статью 217 Налогового кодекса — освободить от обложения налогом на доходы физических лиц доходы в виде земельных участков, предоставляемых в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
О земельных проблемах крестьян, которым землю в нашей стране только обещают, как уже говорилось, ещё с октября 1917 года, рассказал заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Михаил Копытов. Он напомнил, что кроме Земельного кодекса полномочия государственных органов в сфере земельных отношений в стране и в нашем регионе регулируются ещё семнадцатью федеральными законами и длинным списком постановлений федерального и областного правительств. В эти законы и другие нормативно-правовые акты постоянно вносятся изменения, вроде бы направленные на их совершенствование, но на деле, по утверждению министра, крестьянину не стало легче ни получить землю в собственность, ни взять её в аренду. Рынок земли у нас так и не сформировался, заложить свой или арендованный участок в банке фермер так и не может, а с паями непонятная чехарда творится уже более 20 лет. Оттого и зарастают поля бурьяном и лесом.
Ну и конечно, все участники слушаний говорили о завышенной кадастровой стоимости земли, сдерживающей её коммерческий оборот.
«В Свердловской области ситуация всё же несколько лучше, чем в целом по Российской Федерации, — считает председатель комитета Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Владимир Машков. — Благодаря тому, что базовый областной закон о регулировании земельных отношений, принятый более пятнадцати лет назад, несмотря на все издержки и трудности, работает и по сей день. Конечно, в него регулярно вносятся поправки, и сейчас назрела необходимость в очередной раз откорректировать этот документ».
Остаётся добавить, что в работе депутатских слушаний приняли также участие первый заместитель руководителя администрации губернатора Свердловской области Сергей Пересторонин, депутаты областной Думы, бизнесмены и промышленники, представители муниципальных образований, общественных организаций.
Участники мероприятия приняли рекомендации, которые будут направлены в Государственную Думу и в правительство Российской Федерации, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в Законодательное Собрание и правительство Свердловской области, а также в органы местного самоуправления территорий.