«Областная газета» и Виктор Баранов: Правила трудового притяжения
Федеральное правительство подготовило законопроект, предусматривающий материальную поддержку безработным и членам их семей, желающим переехать или переселиться в целях трудоустройства, заявил недавно в интервью СМИ вице-премьер Александр Жуков.
Компенсировать могут расходы на переезд, провоз багажа и найм жилого помещения. Кроме того, предусматривается выплата единовременного денежного пособия. Подъёмные в зависимости от территории переселения могут составить от 40 до 120 тысяч рублей.
Удастся ли таким образом снизить напряжённость на рынке труда в регионах с высоким уровнем безработицы и обеспечить приток населения в стратегически важные для России места? Дело в том, что ещё в начале кризиса был план перемещения безработных туда, где есть работа. Даже подъёмные обещали. Согласились переехать в другой регион только девять тысяч человек в 26 субъектах федерации. Как правило, трудовая миграция происходила внутри субъекта федерации. Среди них была Свердловская область. На переезд ради работы решилось 1163 человека.
Где родился, там и…
Для сравнения: американец в среднем меняет место своего пребывания 9–13 раз в течение жизни, англичанин — 7, во времена СССР — порядка 2,6 раза, а россиянин всего 1,6 раза. По данным социологического опроса «Левада-Центра», переселиться в пределах своего региона готово всего 16 процентов населения, а внутри России и того меньше — до 10 процентов. Это, к слову, уступает числу желающих уехать за рубеж — от 11 до 13 процентов.
Вопрос, считают учёные, сейчас стоит ребром: модернизация и инновации в немалой степени зависят, смогут ли российские граждане обрести трудовую мобильность и начнут ли перемещаться по стране в поисках работы. «Как учёный я приветствовал бы пространственную подвижность россиян, в том числе и как профилактику от национализма, — счтает Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН. — Наша задача — сделать мобильной внутреннюю миграцию, чтобы успешно развиваться и снизить риски от внешней миграции и от утечки мозгов».
Важно, чтобы ехали не только в Москву, Санкт-Петербург, а также в Екатеринбург и другие крупные города, но и в те населённые пункты, где расположены важные для экономики страны производства. Этому процессу, как выяснилось, сильно мешают не только привязанность к жилью, сила привычки, но и жёны. «В большинстве случаев жёны моих коллег не переезжали с мужьями в регионы, а оставались в Москве», — констатирует топ-менеджер Игорь Ваган, проработавший много лет в региональных компаниях.
А ведущий эксперт по подбору персонала Наталья Курантова считает, что в лучшем случае удаётся достичь компромисса: жена отпускает мужа, а сама остаётся жить с семьёй в большом городе.
Действительно, зарплата специалисту на новом месте работы на периферии предлагается больше, чем прежняя. Но тем не менее бонус на жену пока не полагается. Тогда как с учётом разницы в стоимости жизни среднедушевые доходы москвичей в шесть раз выше столичного прожиточного минимума, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах — почти в пять раз. При том что в среднем по стране доходы населения чуть больше чем в три раза прожиточного минимума, а в слаборазвитых регионах и того меньше — примерно в два раза.
Невысокая мобильность населения является одной из существенных причин сохранения различий в экономическом развитии российских регионов.
Что мешает мобильности.
В СССР была выстроена система по перемещению работников в разные регионы. Молодые специалисты уезжали по распределению и получали по месту работы какое-никакое, но жильё. «Приживаемости» на новом месте способствовала ведомственная социальная инфраструктура — детские сады, поликлиники, объекты культуры и спорта. Материально поощрялись те, кто ехал работать в тяжёлые по условиям жизни районы. И, как результат, трудовая мобильность тогда была выше, чем в настоящее время.
У чрезмерной оседлости россиян есть несколько причин. Прежде всего, это, конечно, жилищный вопрос. У нас в стране только 4 процента вакансий, предусматривающих переезд, предлагаются с выделением жилплощади. И в то же время не развивается рынок аренды жилых помещений. По данным Росстата, в стране, без Москвы, сдаётся лишь пять процентов квартир. Тогда как в Евросоюзе этот показатель равен 55 процентам.
И хоть уже не раз объявлялось об окончательной победе над пресловутой пропиской, но она всё- таки продолжает играть существенную роль в жизни граждан. Большим облегчением стала замена разрешительной временной регистрации уведомительной. Но и в этом случае достаточно затруднительно, к примеру, устроить детей в дошкольное учреждение, взять кредит или оформить заграничный паспорт. Да и до недавнего времени, даже имея полис ОМС, непросто было получить медицинскую помощь на «чужой» территории. И в этом плане очень большие надежды возлагаются на начавшуюся реформу системы обязательного медицинского страхования.
Повысить трудовую мобильность должны и проекты агломераций. Новое территориальное устройство страны, разработанное Минрегионразвития, позволит сгруппировать трудовые и прочие ресурсы в 20–22 агломерациях вокруг городов-миллионников. «По проекту, люди должны концентрироваться там, где производится большая добавленная стоимость и возникают лучшие условия воспроизводства населения, приложения труда и капитала, — говорит Александр Пузанов, генеральный директор фонда «Институт экономики города». А развитие высокоскоростного движения, одним из центров которого становится Свердловская область, позволит всё это «сшить» в единое целое.
Как стать привлекательным.
В свете вышесказанного следует ожидать усиления конкуренции между регионами за привлечение высококвалифицированных специалистов. В связи с чем возникает вопрос о конкурентных преимуществах в плане лучших условий для жизни и работы.
Вне конкуренции здесь, разумеется, идут регионы, где добываются нефть и газ. Играет роль, кроме наличия природных ископаемых, и выгодное географическое положение.
Профессор МГУ Наталья Зубаревич, считает, что концентрация населения также снижает издержки бизнеса, а для людей создаёт выбор рабочих мест. Ещё одно конкурентное преимущество — высокое качество человеческого капитала, которое формируется развитой системой образования и здравоохранения. Наконец, важны качественные институты, то есть нормы и правила, создающие лучшие условия для бизнеса и жизни людей. В развитых странах ключевыми являются последние из упомянутых преимуществ.