Четверть россиян не оставляет мысли о переезде на новое место жительства в другой регион. Причем, несмотря на относительную стабилизацию ситуации в экономике, к этому морально готовы жители даже самых развитых регионов. В Свердловской области, по данным социологов, готовы сняться с насиженного места 20% жителей.
Исследование миграционных настроений населения провел фонд «Общественное мнение». Опросив жителей российских регионов, его эксперты пришли к выводу, что больше всего неудовлетворенных своей пропиской в Магаданской области — почти 60%. В целом же по России сменить место жительства хочет каждый четвертый.
На этом фоне Свердловская область выглядит довольно позитивно — всего 20% потенциальных мигрантов. Чуть более мобильны в этом плане жители Пермского края (переехать готов 21%), Тюменской (23%) и Челябинской (25%) областей. Уже откровенно более депрессивными выглядят Курганская область (34%) и, как ни странно на первый взгляд, богатый Ханты-Мансийский автономный округ (36%).
Авторы исследования не стали уточнять у респондентов основных мотивов для переезда. Но географическое распределение показателей наводит на мысль о том, что климат и личный достаток на принятие решений такого рода оказывают гораздо более серьезное влияние, чем общая развитость территории.
«Для жителей ХМАО желание сменить место жительства является обычным, нормальным явлением. Не так много людей, которые собираются встретить старость в Югре. Основная часть населения там сформирована из людей, которые туда приезжали в период освоения Севера, и теперь они стремятся вернуться на Большую землю», — напоминает политолог Михаил Корабельников.
Тем не менее уральцы, как и россияне в целом, уезжать пока не готовы. Отвечая на вопрос «Вы куда-нибудь хотели бы переехать из своего города?», большая часть респондентов не задумывалась о переезде за пределы области. 33% хотят сменить город, и только 25% — регион. Переселиться в страны дальнего зарубежья всерьез хотели бы 14% опрошенных, 10% мечтают стать москвичами, еще 7% предпочитают влажный климат Северной столицы.
Пессимистическим настроениям, согласно срезу ФОМ, в основном подвержены селяне 18—30 лет со средне-специальным образованием и таким же материальным достатком. Те, кто зарабатывает выше среднего, предпочитают оставаться там, где эту возможность они себе и обеспечили.
Опрошенные УрБК эксперты отмечают, что для жителей Свердловской области главным фактором в процессе принятия решения о переезде является климат. Люди хотят перебраться прежде всего в более благополучные в этом плане условия. Кроме того, в области достаточное количество депрессивных районов, жители которых ищут более комфортных условий проживания.
Финансовый аналитик Константин Селянин напоминает: в отличие от столичного региона, на Урале нет необходимой инфраструктуры для полноценной самореализации, при этом амбиции, наоборот, уже вполне столичные. Поэтому доля граждан, переезжающих отсюда в западном направлении в поисках лучшего, всегда постоянна.
Останавливают же уральцев аргументы, как правило, даже не материального, а организационного плана. Сложившаяся в стране экономическая система пока не способствует миграции даже внутри региона, а переезд в более благополучную территорию отнюдь не гарантирует усиления экономической независимости. Скорее, наоборот.
«У нас отсутствует простая и работающая система купли-продажи или найма жилья. Помимо квартиры, есть и иные инфраструктурные проблемы, те же детские сады. В общем, переезд в России, и на Урале в том числе, связан с слишком серьезными лишениями и издержками», — полагает Константин Селянин.
Пока же миграционная политика в стране находится в стадии проработки, ежегодно Свердловскую область покидает население небольшого областного города. Так, если в 2008 году из региона уехали 58 тыс. человек, то в 2009-м этот показатель снизился до 49 тыс. человек. Видимо, в кризис идти на резкие перемены свердловчанам стало еще сложнее.
Анна Шабалина