В Свердловской области разработана новая идеология развития промышленности. Предприятия предполагается объединить в промышленные кластеры. К работе планируется привлечь бизнес и научную общественность. Пока на Среднем Урале полноценно функционирует только два таких объединения, но планируется, что к 2015 году их будет уже десять и не менее десятка предприятий в каждом. Скептики напоминают: предыдущая программа, предполагавшая развитие внутриобластной кооперации, уже провалилась.
Совещание, посвященное кластерным перспективам региона, состоялось сегодня в резиденции губернатора Александра Мишарина. Во встрече приняли участие министр промышленности и науки Александр Петров, члены президиума правительства, директор института экономики УрО РАН Александр Татаркин — от общественности, председатель совета директоров ОАО «Уралхимпласт» Александр Гердт — от бизнеса.
Инициатива создания кластеров шла не снизу, а сверху, из правительства. По мнению Александра Мишарина, именно кластеры являются важнейшим средством повышения производительности труда и перехода к инновациям. По программе социально-экономического развития до 2015 года планируется увеличить в два раза выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, во столько же раз - повысить производительность труда и на 10% увеличить долю инноваций в продукции.
«Крупный бизнес пока, к сожалению, не заинтересован участвовать в разработках современных технологий, поскольку практически отсутствует госзаказ на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области металлургии и тяжелого машиностроения, а также льготы по налогообложению для софинансирования таких исследований», — признал губернатор и предложил предпринимателям решать проблемы самостоятельно и сообща.
Согласно проекту, разработанному министерством промышленности и науки, к 2015 году в Свердловской области будет работать 10 промышленных кластеров: железнодорожного машиностроения (ключевые предприятия — ООО «Уральские локомотивы» и ОАО НПК «Уралвагонзавод»), нефтегазового оборудования (на базе ОАО «Уралмашзавод»), медицинского приборостроения, производства автомобилей и автокомплектующих (ЗАО «АМУР»), энергетического машиностроения и электротехнической промышленности. Также в планах трубный кластер (ОАО «Синарский трубный завод»), химический кластер (ОАО «Уралхимпласт»), фармацевтический кластер (холдинг ЮНОНА), лесоперерабатывающий (Уральский союз лесопромышленников, Ассоциация малоэтажного домостроения, Ассоциация Уральских мебельщиков), Кластер редкоземельных металлов.
Процесс кластеростроительства пока обошел стороной такие отрасли, как производство строительных материалов, пищевую промышленность, легкую промышленность, переработку и бытовых и промышленных отходов. Они рассматривается как перспективные направления.
Новая работа появится и у Корпорации развитии Среднего Урала, как оказалось, была создана специально для развития кластеров.
«КРСУ создана для увеличения инвестиционной привлекательности региона и создания и развития инновационных кластеров», — отметил Александр Петров.
Корпорация уже практически взялась за развитие химического кластера на базе «Уралхимпласт» с помощью вхождения в проект «Метанол», строительством которого занимается УХП. Пока сотрудничество зависло на этапе согласования в правительстве. Цена вопроса — 1,5 млрд. рублей, которых катастрофически не хватает химпарку Нижнего Тагила для дальнейшего развития.
«А смешанным способом войти можно? Гарантиями, например?», — попытался уйти от конкретных сумм Александр Мишарин.
«Можно. Но нам нужнее живые деньги», — честно ответил Александр Гердт.
Дальше выяснять подробности сделки губернатор не стал, переключившись на теорию уральских кластеров. В этом ему пообещал помочь Александр Татаркин, предложивший взять в союзники самих предпринимателей, которые пока, откровенно говоря, не понимают зачем им искусственно объединяться: полезные партнерства предприятия активно практикуют и без административного вмешательства.
После того, как будет достигнут полный консенсус между правительством Свердловской области и потенциальными участниками промышленниками кластеров, региональный минпром начнет поэтапную реализацию пока еще концептуального проекта. Произойти это должно уже к 1 июля 2011 года, тогда финальная концепция будет представлена президиуму правительства.
Скептики же уже вспоминают фактически почившую в бозе программу развития внутриобластной кооперации, которую в свое время разрабатывал предыдущий глава минпрома Анатолий Гредин, ныне возглавляющий все правительство. Тогда призывы властей покупать сырье и комплектующие друг у друга, а не в других регионах и странах, быстро разбились о рыночные реалии.
Анна Шабалина