Вот уже больше года перед Свердловской областью стоит амбициозная задача — до 2015 года удвоить производительность труда и в 1,8 раза увеличить объем промышленного производства. И, как признаются сами власти, «методами традиционного развития мы этих результатов не добьемся, нам нужны новые инструменты». Прежде всего, такими инструментами должны стать промышленные кластеры, которые являются определяющими для многих промышленных стран. Вот и региональное правительство решило подготовить концепцию кластерной политики области.
Цель концепции кластерной политики — объединить предприятия, географически связанные одной территорией, технологически, чтобы они дополняли друг друга. Это обеспечит повышение конкурентоспособности региона, предприятий, входящих в кластер, и будет способствовать внедрению инноваций.
«Нам необходимо повышать конкурентоспособность», — подчеркнул министр промышленности и науки Свердловской области Александр Петров.
Концепция предусматривает три вида кластеров: функционирующие, латентные и потенциальные.
Сегодня к функционирующим можно отнести фармацевтический кластер, IT-кластер, кластер производителей нефтегазового и бурового оборудования, химический парк «Тагил», на развитие которого государство уже выделило 700 млн. рублей.
Латентные — это скрытые кластеры, которые неявно выражены в Свердловской области, но, тем не менее, играют важную роль в экономике региона. Это электротехнический кластер, трубный кластер на базе трубных предприятий Группы Синара, кластер деревянного домостроения.
К потенциальным можно отнести кластер редкоземельных металлов, станкостроения, ряд кластеров в области сельского хозяйства и торговли.
«Кластер может быть не только в промышленности, но и фактически в любой сфере экономики Свердловской области», — уточнил Александр Петров.
По мнению министра, без государства, без методов государственной и внегосударственной поддержки кластерным образованиям будет очень трудно возникнуть и существовать. Поэтому будут создаваться определенные преференции, предполагающие субсидирование, снижение налогов для тех предприятий, которые участвуют в кластерных образованиях.
«Без помощи извне будет очень трудно поднимать такие наукоемкие задачи кластеров. Чтобы не изобретать велосипед, мы будем привлекать все самое лучшее, что есть в мире», — отметил Александр Петров.
На сегодняшний день по фармацевтическому кластеру ведутся переговоры с международным химическим концерном «Байер», известным как производитель аспирина. По станкостроению ведутся переговоры с ведущими мировыми станкостроительными фирмами.
«Что касается финансирования кластеров, то сегодня мы только в концепции прописываем свои пожелания. После принятия концепции кластерной политики и закона можно будет говорить о финансировании и о узаконенных формах поддержки. Меры государственной поддержки всем хорошо известны», — пояснил министр промышленности и науки.
Параллельно с концепцией Думой готовится и законопроект о кластерной политике.
Если концепцию обещали утвердить до начала осени, то закон — до конца года. Впрочем, вполне вероятно, что проект еще не раз будет отправлен на доработку. Несмотря на то что в процесс разработки концепции были вовлечены многие структуры — представители областного министерства промышленности и науки сотрудничали с институтом экономики Уральского отделения Российской академии наук, УрФУ, крупными промышленными предприятиями, отраслевыми объединениями и союзами, — уже при первом рассмотрении концепции у членов правительства возникли многочисленные вопросы и замечания.
Как сообщил департамент информационной политики губернатора Свердловской области, председатель правительства Свердловской области Анатолий Гредин вообще отнесся к разработанной концепции критически. По его мнению, заявленный проект концепции в недостаточной мере отражает ключевые показатели, по которым будет вестись оценка эффективности работы создаваемых кластеров.
«Когда мы говорим о развитии промышленности на основе кластерного подхода, надо четко понимать, на какую сырьевую базу тот или иной кластер будет опираться, вокруг каких крупных заводов создаваться», — отметил Анатолий Гредин.
По мнению министра промышленности и науки Свердловской области Александра Петрова, оценка эффективности нужна для того, чтобы понять, успешно или неуспешно развивается кластер. Помимо общих показателей эффективности, должны быть свои специфические критерии по каждому кластеру.
«Если видим, что кластер динамично развивается, то в него надо вкладывать; а если нет и государственная поддержка не вызывает экономического эффекта, то объем поддержки будет сворачиваться», — признался Александр Петров.
В начале августа концепция кластерной политики Свердловской области вновь будет представлена на рассмотрение правительства, но уже в отредактированном варианте.
Поможет ли кластерная политика выйти на новый уровень производства и решить проблемы Свердловской области, станет ясно к 2015 году, когда сбудутся или не сбудутся правительственные прогнозы промышленного развития.
Анастасия Куликова