В Свердловской области продолжается работа над законом о продовольственной безопасности. Согласно задумке, увеличивая долю местного производства ключевых продуктов потребления, Средний Урал сможет стать полностью самостоятельным в продуктовом плане субъектом РФ. О том, зачем нужна такая независимость и как на этом можно заработать, рассуждали в областном Заксобрании.
Идея принятия закона «О продовольственной безопасности Свердловской области» популярна у аграриев давно. Во-первых, подобные законы есть практически во всех субъектах РФ, во-вторых, появление критериев продовольственной безопасности является хорошим стимулом для правительственных ассигнований производителей. Правда, именно необходимость этой поддержки пока останавливает руководство области от активных действий.
«В областном правительстве пока нет политической воли к принятию данного закона, есть только понимание», — призналась руководитель профильной рабочей группы, депутат Елена Трескова.
Под пониманием подразумевается осознание того, что региону рано или поздно придется формулировать основные объемы потребления, а значит и квоты для аграриев. В противном случае на субсидии из федерального бюджета можно будет не рассчитывать. Сейчас, в отсутствие таких данных, из Москвы на поддержку свердловского АПК выделяется в среднем 1% от затрат.
Согласно проекту закона, под продовольственной безопасностью в области будет пониматься обеспечение населения собственным зерном на 95%, мясом и мясопродуктами — на 85%, молоком и молокопродуктами — на 90%, картофелем — на 95%. При этом значительную часть потребляемых сахара, растительного масла, рыбной продукции и соли предполагается покупать у российских производителей из других регионов.
Для обеспечения региона соответствующими объемами планируется ежегодно выделять из бюджета на поддержку аграриев по 5% от его расходной части. Впрочем, судя по статистике, денег на развитие сельского хозяйства понадобится значительно больше. В докризисный период свердловские производители обеспечивали жителей только 41% мяса, 47% молока, 93% яиц, 93% картофеля и 35% овощей.
На сегодняшний день, в связи с неурожайным годом и спекуляцией, ситуация, по мнению экспертов, еще хуже. По словам владельца сети супермаркетов «Кировский» Игоря Ковпака, из-за неадекватных цен на картофель спрос свердловчан перераспределился, а аграриям стало выгоднее поднимать закупочные цены, нежели бороться за увеличение качества и количества урожая. Только импорт картофеля из более благополучных регионов и даже из-за рубежа позволил удовлетворить внутренний спрос и хотя бы немного сбить цены.
Казалось бы, протекция местного производителя в интересах всех — и правительства, и населения. Однако на деле платить за продовольственное благополучие никто не хочет.
«Как мы можем говорить о зерне в отрыве, например, от Курганской области? Все равно без них не дело планировать. Если каждая область будет стремиться к самостоятельности, это ли хорошо? Все это тема скорее федеральная», — попытался уберечь коллег от крамольных телодвижений представитель областного минсельхоза Илья Мельников.
Для конкретных действий, направленных на рыночное регулирование цен, не хватает только инструмента — органа, который бы всем этим занимался. По словам депутата Ильи Гаффнера, достаточно создать, к примеру, корпорацию, которая бы закупала на бюджетные средства у аграриев продовольствие и перепродавала бы его в рознице по фиксированным ценам. Это стало бы отличным стимулом для наращивания производственных объемов.
«Впрочем, у нас уже есть такая корпорация — ГУП СО «Агентство по развитию товарного рынка» Виктора Шептия. Почему бы ей не дать средства, миллиард например, и полномочия на закупку у селян продукции по фьючерсным контактам, а потом по фиксированным ценам реализовывать это в торговых точках? Это нормальная рыночная экономика, никаких коррупционных проблем здесь нет», — предложил Илья Гаффнер.
Для этого не придется даже менять законопроект — хватит тех норм, которые в нем уже изложены. Однако помимо этого все же придется принять соответствующую программу действий и заложить необходимые расходы в долгосрочную программу социально-экономического развития. Но об этом в правительстве не идет даже речи.
«Закон нужный, но должна быть последовательность в действиях. Минсельхоз говорить о конкретике пока не может. А ведь необходимо в рамках поставленных задач и модернизировать технику, и управлять производством продуктов питания. Ну и субсидировать успешные хозяйства надо больше, чем остальные, — это гораздо эффективнее, чем вытаскивать слабых», — добавил парламентарий.
Тем не менее для ряда его коллег гораздо проще ввести ограничения на ввоз продукции из соседних регионов, а из-за рубежа, возможно, и вовсе запретить. К счастью, подобный протекционизм противоречит антикоррупционному законодательству, и корпорация — пока единственный жизнеспособный проект. Осталось только решить, кто возглавит такую структуру и в каких объемах она будет финансироваться.
Анна Шабалина