«Коммерсантъ» и Елена Никищенко: Приторговались
На первых торгах биржи металлов, которые вчера прошли в Челябинске, были заключены две сделки на общую сумму около 3 млн рублей: из 1,5 тыс. тонн металлопродукции, выставленных на продажу, было продано 115 тонн. Для того, чтобы биржа заработала в полную мощь, потребуется стандартизация продукции, считают эксперты. Впрочем, инициаторы ее создания отмечают, что стимулом для участия в торгах металлургических компаний станут поправки в закон «О защите конкуренции».
Вчера в Челябинске состоялось открытие биржи черных металлов (филиал биржи «Санкт-Петербург»). Как рассказал «Ъ» заместитель гендиректора «Санкт Петербурга» Сергей Леонтьев, для участия в торгах аккредитовалось около 18 компаний, в том числе ММК, «Мечел», «Евраз», НЛМК. «Мы рассчитываем, что производители будут выставлять на торги до 1% производимой продукции. Сортамент торгов — порядка 20 наименований, в частности, арматура, уголок, швеллер», — сообщил он. По его словам, вчера было совершено две сделки. «100 тонн арматуры были приобретены трейдерами из Санкт-Петербурга, цена составила 26 тыс. рублей за тонну», — рассказал господин Леонтьев. Еще 15 тонн швеллера по цене 30,61 тыс. рублей за тонну у «Евраза» купил Уралвагонзавод (УВЗ). Коммерческий директор УВЗ Сергей Голыгин сообщил «Ъ», что приобретенный на бирже металл оказался дешевле, чем на рынке, приблизительно на 5-7% (средняя цена швеллера на рынке 32,1–33 тыс. рублей за 1 тонну с НДС). «Это была пробная сделка для нас. Важен не столько сам контракт, сколько ожидание того, что рынок металлов станет более понятным как для продавцов, так и для потребителей. Хочется открытости, будем надеяться, что биржа даст эффект — открытое ценообразование, возможно, более экономически обоснованное для покупателей металлопродукции», — подчеркнул он.
Эксперты пока считают биржу металлов «проектом с административным ресурсом». Аналитик брокерской компании «Альпари» Михаил Крылов пояснил, что в сравнении с Лондонской биржей металлов, где в 2010 году торговались 120,3 млн лотов или $11,6 трлн в год ($46 млрд за один рабочий день), российские биржевые торги больше напоминают торги малоликвидными акциями на РТС. «Главная выгода от торговли на бирже — стандартизация, а стандартизация продукции черной металлургии сложнее, чем стандартизация нефти», — добавил он. С ним согласен президент Российского союза поставщиков металлопродукции Александр Романов: «Товар, которым торгуют на бирже, должен иметь стандарт. Иначе этот механизм ни в Челябинске, ни в Санкт-Петербурге работать не будет». По оценкам эксперта, около 50% всех объемов в металлургической промышленности должны поставляться по прямым контрактам между производителями и потребителями. «Потому что производители отлаживают свое производство под определенных потребителей, например, производители горячекатаного листа подстраиваются под тот же УВЗ», — пояснил господин Романов.
Впрочем, инициаторы создания биржи уверены, что смогут простимулировать металлургические компании для участия в торгах. «Согласно поправкам к закону «О защите конкуренции», рассматриваемым сейчас в Госдуме, если цена сложилась на бирже, то она не может быть признана монопольно высокой. То есть, хозяйствующие субъекты будут избегать претензий со стороны антимонопольных органов по поводу монопольно высокой цены», — пояснила руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова. Губернатор Челябинской области Михаил Юревич на церемонии открытия биржи пояснил, что ее работа должна продемонстрировать, по каким позициям цены на металл завышены. «В дальнейшем при бирже будет создан наблюдательный совет, который будет контролировать торги, их чистоту, чтобы обеспечить прозрачность ценообразования. Надеемся, что одними металлами дело не окончится, в перспективе — торги зерном», — добавил уральский полпред президента Николай Винниченко.
Господин Леонтьев не уточнил, когда пройдут следующие торги, отметив лишь, что они будут проходить в плановом режиме — «сначала минимум два раза в неделю, а затем ежедневно».