«Уральский рабочий» и Любовь Шаповалова: Устроили темную
Управляющие компании не спешат стать прозрачными.
Сегодня исполнилось ровно полгода, как вышло постановление Правительства РФ № 731, обязывающее управляющие компании открыть информацию о своей деятельности. Жильцы имеют полное право знать, как управленцы распорядились их деньгами, какие произвели работы и за какие деньги, причем эти сведения должны быть доступны каждому плательщику.
Но, похоже, праздник коммунальной открытости еще не пришел на нашу улицу. Привычная платежка по-прежнему выглядит хитроумной шифровкой, а любую пояснительную информацию приходится выдирать из коммунальщиков ценой неимоверных усилий и нервных затрат.
Этот вывод, сделанный автором этих строк на основе читательских писем и звонков, подтверждает начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Свердловской области Наталья Афанасьева:
— Количество обращений, связанных с непредоставлением исчерпывающей информации о деятельности управляющих компаний, за последние полгода не уменьшилось. Несколько УК были оштрафованы нами за нарушение соответствующей статьи закона о защите прав потребителей, но эти штрафы погоды не делают. Нужен орган, который будет системно контролировать выполнение стандартов, утвержденных вышеупомянутым постановлением Правительства РФ.
В областном министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства считают, что роль контролера должна взять на себя жилищная инспекция, готовятся соответствующие нормативные документы, наделяющие ее этими полномочиями. Одновременно с министерством информационных технологий прорабатывается возможность унифицировать электронную информационную базу УК.
— Будет ли информация управляющих компаний размещаться на едином сайте или каждой УК придется иметь свой, пока трудно сказать. Ясно одно: Интернет — самый доступный для населения способ получения сведений о своей компании, — считает начальник отдела экономики министерства энергетики и ЖКХ Максим Шулин.
Но смогут ли воспользоваться этим каналом обратной связи пенсионеры?
В расчете на некомпьютеризированный контингент правительство предусмотрело еще два варианта информирования потребителей: публикация отчетов в средствах массовой информации либо размещение их на стендах в офисе УК. И тот и другой малоприемлемы для пользователей. Первый потребует от коммунальщиков дополнительных (и весьма существенных) затрат на рекламу, естественно, они тут же будут отражены в платежках. А найти издание, которое бы выписывали в каждой квартире управляемого дома, просто нереально.
Второй вариант более экономичен, но неудобен для практического применения: попробуй на ходу вдумчиво осмыслить вывешенную на стенке таблицу из десятков цифр!
Эти доводы охотно приводят руководители УК, объясняя, почему они саботируют требование правительства открыть информацию потребителям. На самом деле им просто не хочется, чтобы жильцы совали нос в коммунальную кухню. Стандарты, по которым УК должны отчитываться, позволяют легко сопоставить расходы с доходами, выявить завышение цен на услуги, оценить эффективность коммунального менеджмента. Даже не имея специального образования, можно сообразить, что почем. Например, стоимость каждой работы (услуги) УК обязана показать в расчете на единицу измерения: один квадратный метр общей площади помещений в многоквартирном доме, один погонный метр соответствующих инженерных сетей, один прибор учета соответствующего коммунального ресурса и т. д. А потребитель вправе спросить, почему у жильцов соседнего квартала та же услуга обходится вдвое дешевле, и почему УК заключила договор именно с этим разорительным поставщиков, а не с другим. Добавит ярких штрихов к характеристике управляющей компании перечень административных наказаний, штрафов и взысканий, накопленных в отчетный период, — в них она так же обязана чистосердечно признаться перед теми, кого она обслуживает. Вся информация в совокупности позволит жильцам объективно оценить управленческие заслуги компании и решить, стоит ли нанимать этих коммунальных менеджеров на новый срок.
Самое интересное, что обязанность управленцев раз в квартал отчитываться перед работодателями, коими для них являются жильцы, изначально заложена в Жилищном кодексе. Но управляющие компании легко обходили закон, выдавая за отчет дежурную перебранку с посетителями. И по сути бесконтрольно пользовались огромными средствами, собираемыми с населения. 731-е постановление дает жильцам возможность вмешаться в этот процесс.
Для этого совсем необязательно дожидаться, пока УК разместит сведения в Интернете или в СМИ. Любой потребитель имеет право запросить информацию в индивидуальном порядке, и компания обязана предоставить полный отчет: по электронному запросу — в 2-дневный срок, по письменному заявлению — в течение 20 дней.
Как эта норма действует, проверили собственные корреспонденты «Уральского рабочего». Отчет о собкоровской акции опубликован на 2-й странице.