Назначения в органах власти Свердловской области последнего времени не были случайными. Занявшие эти должности люди являлись членами областного резерва управленческих кадров. Среди успешных резервистов — нынешние заместитель руководителя администрации губернатора Вадим Дубичев, министр по управлению госимуществом Виталий Недельский, руководители Екатеринбурга Евгений Порунов и Александр Якоб. Своей очереди ждут глава окружного отделения ФСФР Светлана Фурдуй, депутат Областной Думы Елена Трескова, ректор УрГУ Дмитрий Бугров и другие уважаемые свердловчане.
Как улучшить качество кадров в резерве, сегодня обсуждали в уральском полпредстве президента, где работает постоянно действующее совещание на эту тему.
Из-за методичной оптимизации численности кадрового резерва в регионе осталось 373 человека, из которых больше половины уже работают на государственной службе, но остаются в резерве с прицелом на дальнейшее повышение. Пока чаще всего резервисты занимают вакансии уровня заместителей министров и руководителей департаментов.
«Традиционный способ работы с резервистами — участие их в различных комитетах, а также в подготовке крупных и знаковых для области мероприятий. К примеру, многие принимали активное участие в организации выставки «ИННОПРОМ-2010», форума «Петербургский диалог», визита патриарха Кирилла в Екатеринбург», — рассказал о педагогических наработках областных кадровиков директор Департамента государственной службы, кадров и наград губернатора Свердловской области Сергей Шинкаренко.
Впрочем, представители высшего образования предпочитают говорить о более традиционных и, на их взгляд, более действенных методах подготовки нужных специалистов. По мнению ректора УрГЭУ-СИНХа Михаила Федорова, резервистам следует освоить азы экономики: на сегодняшний день с этой дисциплиной знакомы единицы государственных служащих региона.
«В резерв идут люди с разным образованием — гуманитарным, техническим. Очень много юристов. И всем им не хватает знаний по экономике. Кроме того, я бы настаивал на межрегиональных тренингах: собирать на два дня резервистов со всех регионов Урала и проводить с ними занятия по последним новациям законодательства, например. Законы ведь меняются очень быстро», — отметил ректор.
На сегодняшний день из-за отсутствия качественной профессиональной базы в число резервистов слишком часто попадают случайные люди, уверены специалисты. Часть списка и вовсе давно пора почистить: возрастной ценз на региональном уровне — 50 лет, на федеральном — 45.
Проблему осознают и в полпредстве президента, однако как бороться со старением перспективного «подрастающего поколения» в регионах, пока не знают и продолжают включать в резерв пенсионеров.
«У вас в именных списках кадрового резерва я нашел такие записи: «Константин Сурин, 1956 года рождения, место работы неизвестно». То есть ему уже 55 лет. Но вы же знаете про возрастной ценз! Откуда такой формализм в формировании кадрового резерва?» — возмутился персоналиями помощник полпреда Президента РФ в УрФО Виктор Гузь.
Но в свердловских списках, которые размещены на официальном правительственном сайте, есть не только возрастные специалисты. Там до сих пор фигурирует ныне подследственный экс-мэр Ирбита Андрей Гельмут, обвиненный в превышении должностных полномочий. Есть школьные учителя, пенсионеры и воспитатели детских садов.
Впрочем, не обошлось и без настоящих профессионалов, давно находящихся на хорошем счету у руководства, к примеру — многолетнего первого заместителя министра финансов Свердловской области Светланы Климук.
Формально для того, чтобы встать в один ряд с действующими чиновниками и прочими соискателями, достаточно соответствовать всего трем критериям: иметь высшее профессиональное образование, стаж государственной службы или стаж работы по специальности и обладать опытом руководящей работы. Далее любой желающий, например воспитатель в государственном детском саду с высшим педагогическим образованием, регистрируется на специальном интернет-портале и официально становится резервистом, претендующим, к примеру, на должность руководителя департамента образования.
В результате в список попадает много людей, которых скептики называют случайными, имеющими необходимое образование, навыки, но не прошедшими достаточную профессиональную школу.
Как вариант предлагается передать право рекомендации на включение того или иного человека в кадровый резерв общественным и политическим организациям, в том числе партиям. Согласно этой логике, уж они-то кого попало в органы государственной власти работать не делегируют.
Над этим вопросом сегодня полпредству пообещал подумать и главный по свердловским кадрам Сергей Шинкаренко.
Анна Шабалина