«Вечерний Екатеринбург» и Евгений Сусоров: 100 дней «у руля»: курс — верный
Руководители муниципалитета могут меняться — а стратегия развития уральской столицы остаётся прежней: нацеленной на повышение благосостояния горожан и укрепление экономического потенциала Екатеринбурга. Спустя 100 дней после назначения Александра Якоба на пост главы городской администрации (напомним, такое решение приняла Екатеринбургская городская Дума 7 декабря прошлого года) об этом можно говорить с уверенностью. В среду на пресс-конференции в администрации города руководитель муниципалитета рассказал журналистам об основных итогах 2010 года и планах на год текущий.
По мнению самого Александра Якоба, 100 дней «у руля» — слишком малый срок, чтобы выставить новому главе администрации оценку за работу. Однако вполне оптимальный для того, чтобы сделать первые выводы о новой модели управления мегаполисом. И самый, пожалуй, главный вывод состоит в том, что эта модель вполне подходит для реализации городской стратегии, утверждённой 7 лет назад. Послекризисный 2010 год это отчётливо показал: несмотря на ущерб, нанесённый экономике общемировым финансовым катаклизмом, столица Урала смогла не только сохранить потенциал, наработанный в первое десятилетие XXI века, но и достичь новых высот. В частности, индекс промышленного производства вырос по сравнению с 2009 годом на 7%, а средняя заработная плата — до уровня 26 097 рублей. В этом смысле Екатеринбург — безусловный лидер среди городов-миллионников России.
Как, впрочем, и по многим другим показателям: например, по обороту розничной торговли (450,7 млрд. рублей), темпам ввода в строй нового жилья (1 млн. 26 тыс. 800 кв. метров) и динамике прироста населения (1 600 человек за счёт рождаемости и 12 тысяч — за счёт миграционных потоков). Удалось справиться и с безработицей — с кризисных 2% общими усилиями администрации и работодателей её «сбили» почти в 2 раза, немного не дотянув до докризисного уровня.
Участие в федеральных и областных программах позволило Екатеринбургу укрепить сферу дошкольного образования, увеличив за счёт строительства новых и реконструкции имеющихся детских садов число мест в муниципальных ДОУ на 5 300. Немалых успехов удалось добиться и в других отраслях городской жизни, например в здравоохранении: завершена реконструкция роддома при ГКБ № 40 (благодаря чему на «медицинской карте» города появился современно оборудованный, мощный перинатальный центр, способный принимать по 3,5 тысячи родов в год), проведены капремонты в двух детских больницах, для нужд городской станции «Скорой помощи» приобретено 28 современных автомобилей. Оперативно решался и жилищный вопрос: 451 молодая семья и 462 семьи ветеранов Великой Отечественной войны получили новые квартиры в новостройках, 351 семья смогла улучшить свои жилищные условия за счёт городской программы отселения горожан из ветхого и аварийного жилого фонда.
Пожалуй, самым суровым испытанием для нового главы администрации стал катастрофический снегопад, обрушившийся на Екатеринбург в конце ноября прошлого года. Напомним: всего за несколько дней столицу Урала накрыла двухмесячная норма осадков. Для ликвидации последствий природного катаклизма пришлось даже вводить режим чрезвычайного положения, который оказался вполне своевременным. Опираясь на недавно введённый в городе регламент уборки улиц по категориям и используя весь ресурс снегоуборочной техники, муниципалитету удалось увеличить норму вывоза снега с дорог и тротуаров в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Имеющийся в районных ДЭУ парк машин на сегодняшний день вполне достаточен для оперативного решения «снежного вопроса». Конечно, можно закупить дополнительное количество уборочной техники — но есть один нюанс: её придётся и приобретать, и содержать за счёт городского бюджета, то есть на деньги налогоплательщиков. Предугадать же, сколько снега выпадет следующей зимой, невозможно — а это значит, что «лишние» машины будут простаивать в гаражах, при этом город будет вынужден тратить бюджетные средства на их техническое обслуживание. А ведь сфер приложения финансов — как городских, так и областных — в Екатеринбурге и без того немало: например, ремонт дорог, тротуаров и инженерных сетей. За 2010 год в ходе подготовки к отопительному сезону в городе было заменено и отремонтировано 124 км только муниципальных сетей — а в 2011 году городской бюджет собирается вложить в обновление магистральных сетей Екатеринбурга 1,5 млрд. рублей. Кстати, муниципальные сети в зимний период функционировали вполне надёжно, чего не скажешь о сетях, принадлежащих частным компаниям. С начала года в Екатеринбурге произошло 73 коммунальные аварии, 64 из которых были, правда, устранены в первые же часы, но в большинстве случаев хозяевами «прохудившихся» сетей оказывались частные коммерческие компании. При этом муниципалитет не может административным путём воздействовать на политику владельцев этих сетей, не может заставить их чинить своё хозяйство вовремя и качественно — но всегда остаётся возможность сотрудничества муниципалитета и коммерсантов в решении общих для города коммунальных проблем.
— Конечно, в рамках такого взаимодействия должно быть понимание намерений друг друга. Прежде всего по части инвестиционных программ. Когда город будет уверен, что в 2011 году в магистральные сети будет вложено 1,5 млрд. рублей, а в 2012-м — 1,8 миллиарда, это будет чёткой гарантией если не полностью избежать аварий на магистралях, то хотя бы минимизировать ущерб от них, — считает глава городской администрации.
Как сообщил также журналистам Александр Якоб, до конца года будут построены либо капитально отремонтированы 23 детских дошкольных учреждения (что позволит ввести 3 145 дополнительных мест). Кроме того, муниципалитет планирует обновить несколько десятков километров дорог и тротуаров, внутриквартальных проездов и въездов во дворы, сдать в строй две новые станции метрополитена и запустить в эксплуатацию первую очередь международного выставочного центра неподалёку от аэропорта Кольцово. Практически сразу же после открытия этого центра там начнёт работу международная выставка достижений промышленности «Инопром-2011» — а в перспективе к нему будет подведена отдельная железнодорожная ветка.
Кроме того, глава администрации Екатеринбурга в ходе пресс-конференции подтвердил информацию о том, что летом 2011 года ожидается сдача в строй первой очереди Центрального стадиона — вместительной и современно оснащённой спортивной арены на 27 тысяч зрителей, которая будет вполне пригодна для проведения соревнований международного уровня, в том числе и для групповых матчей чемпионата мира по футболу.
Продолжится и реализация городского стратегического плана в сфере культуры: в рамках реализации стратегической программы «Екатеринбург — мегаполис культуры и искусства» начнётся подготовка крупнейшего международного проекта — II Уральской индустриальной бьеннале современного искусства, которую наш город примет в 2012 году.