РПЦ в политику вмешиваться не станет, но будет влиять на власть
Неполитический характер Русской церкви не означает, что она не может оказывать влияние на руководство страны, заявил глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда, пишет NEWSru.com.
«Говоря о том, что Церковь не станет оппозиционной силой, мы этими словами вовсе не заявляем безоговорочную поддержку любому действию власти, но подчеркиваем две вещи: во-первых, то, что Церковь не занимается политической борьбой, не включается в нее». Во-вторых, продолжил он, это утверждение не означает, что «Церковь никак не будет влиять на власть». «Но о каком влиянии может идти речь? О влиянии через нравственные оценки, через воздействие на совесть», — подчеркнул во вторник Легойда в интервью порталу «Интерфакс-Религия».
По его словам, Церковь хочет, чтобы бизнесмены, чиновники понимали, что «их православие проявляется не только в помощи строительству храма, но в совестливом исполнении своих служебных, профессиональных обязанностей, чтобы они стремились к такому исполнению своих обязанностей».
«Здесь — да, безусловно, есть влияние Церкви на власть, но это влияние не на политическую борьбу, а на человеческую совесть», — подчеркнул Легойда.
Он назвал сегодняшнюю ситуацию уникальной с точки зрения свободы Церкви от государства: государство «сознательно не вмешивается во внутреннюю жизнь Церкви, и Церковь решает свои собственные вопросы так, как она хочет».
Отвечая на вопрос о возможных прецедентах, когда в предвыборный период в отдельных храмах может начаться политическая агитация вопреки церковному запрету, представитель Церкви подчеркнул, что, если во время грядущих выборов в России начнет происходить нечто подобное, «это будет прямым отступлением от норм церковной жизни».
Легойда также отметил, что одна из ошибок политического истеблишмента в том, что политические партии, конкурируя друг с другом, «как будто пытаются решать вопросы добра и зла, представляя оппонентов едва ли не исчадиями ада, а себя — единственными носителями добра и общего блага».
«Но смена власти, смена правящей партии не должна приводить к социальным потрясениям и к замене ценностного базиса в жизни народа. Поэтому Церковь, в том числе в диалоге с политическими партиями, настаивает на необходимости такого общественного консенсуса, чтобы базовые ценности в жизни народа каждый раз после выборов или смены властной элиты не подвергались ревизии», — подчеркнул собеседник агентства.
Владимир Легойда отверг упреки в адрес Церкви по поводу того, что она недостаточно защищает несправедливо обиженных. «У Церкви на Руси всегда было «право печалования» — ходатайства перед властью за тех, кто обижен или осужден. Сегодня порой слышны упреки по поводу якобы пассивности Церкви в этом вопросе. На самом деле к Святейшему Патриарху нередко обращаются с просьбами подобного рода, и Церковь выступает с соответствующими ходатайствами — тогда, когда считает такие шаги оправданными», — сказал Легойда.
По его словам, нередко пишут с жалобами на местных чиновников, на работодателей, сотрудников органов внутренних дел.
«Конечно, это письма не совсем по адресу — Церковь не может приказывать чиновникам, как им себя вести, это не ее функция. Но в случаях, когда, повторяю, считает это оправданным, может ходатайствовать, печаловаться. Это всегда было и останется долгом Церкви», — подчеркнул собеседник агентства.
Но это, как отметил он, не значит, что обо всех таких шагах Церковь стремится рассказать публично — у нее «нет задачи заниматься самопиаром».
«Не могу здесь не упомянуть и огромную работу Церкви с ФСИН. Что это, как не проявление заботы о людях, находящихся в заключении? Кстати сказать, именно представители юридического сообщества недавно выступили с предложением о вхождении священников в комиссии по помилованию. А это тоже возможность печалования об осужденных», — добавил Легойда.