В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей уральский Роспотребнадзор обнародовал итоги работы за 2010 год. Как оказалось, в минувшем году основной прирост нарушений потребительских прав обеспечили три сектора экономики региона: наибольший прирост жалоб граждан отмечен в сфере ЖКХ, торговли и на рынке по предоставлению финансовых услуг. Дабы отстоять права потребителей, чиновники решили обнародовать черный список наиболее злостных нарушителей и провозгласили курс на повышение финансовой грамотности населения.
Об основных нарушениях прав свердловчан по итогам 2010 года и перспективах работы на 2011 год рассказали сегодня руководитель Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Сергей Кузьмин и начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Наталья Афанасьева.
Согласно представленным данным, жаловаться люди стали активнее и охотнее: в 2010 году общее количество обращений возросло в 1,5 раза — до 8599. Наибольшая доля (46%) от общего числа обращений по-прежнему приходится на сферу ЖКХ, 25,9% обращений связаны с нарушениями в сфере торговли. Главный прирост нарушений зафиксирован в сфере предоставления финансовых услуг: за последние 5 лет число жалоб потребителей на финансовые услуги кредитных организаций региона выросло в 160 раз.
«Если в 2006 году на банки в управление поступило 2 жалобы, то в 2007 году — уже 33, в 2008-м — 84, в 2009-м — 86, в 2010-м — 320», — констатировал глава управления.
Впрочем, по оценкам Роспотребнадзора, реальное число нарушений прав свердловчан гораздо выше.
«Только 0,01% потребителей активно защищают свои права, обращаясь к нам в управление. Фактически же нарушаются права более 1 млн. потребителей», — отметил С. Кузьмин.
Такой шквал нарушений в финансовой сфере в Роспотребнадзоре объясняют кризисом.
«Объем обращений продолжает расти. Многочисленные жалобы потребителей не только нашего региона, но и в целом по России связаны именно с проблемами на финансовых рынках», — признал Сергей Кузьмин.
Роспотребнадзор обнародовал список основных нарушителей прав потребителей на финансовом рынке региона. В перечне как местные, так и федеральные банки и даже кредитные организации с зарубежными «корнями», в том числе «Ренессанс Капитал», Русфинанс Банк, Росбанк, ВУЗ-банк, «СОЮЗ», Райффайзенбанк, Русь-Банк, Нордеа Банк, СИТИБАНК, Абсолют Банк, Сбербанк и ДжиИ Мани Банк.
«Большинство жалоб связано с навязыванием дополнительных услуг потребителю при открытии и ведении банковского счета для предоставления кредита. Банки навязывают услуги по страхованию жизни и здоровья заемщика, титула, взимают комиссии за открытие и ведение ссудного счета, предоставление и обслуживание кредита. В результате кредит обрастает дополнительными обязательствами», — отмечают в управлении.
За выявляемые нарушения Роспотребнадзор привлекает банки к административной ответственности, но сумма штрафов, взысканных в судебном порядке, откровенно смехотворна: 315 тыс. рублей. Штрафные санкции за нарушение прав потребителей невелики. По словам Натальи Афанасьевой, для юридических лиц сумма ответственности составляет от 5 до 20 тысяч рублей. Такие затраты банкам по карману, и речь в данном случае идет скорее о репутационных потерях.
Отмечены и случаи, когда кредитные учреждения ограничивают права клиентов на выбор подсудности спора, меняя условия договора без согласования с потребителем; не предоставляют полную сумму, подлежащую уплате по кредиту; не соблюдают порядок доведения до клиентов информации об изменении договора.
Впрочем, по мнению представителей ведомства, зачастую главной причиной нарушения прав граждан является их собственная финансовая неграмотность.
«Свердловчане при получении кредита не очень дотошно изучают договор, который они подписывают. В итоге — не всегда четко представляют финансовые риски и обязательства, которые на себя принимают», — констатировал Сергей Кузьмин.