Управление Роспотребнадзора по Свердловской области: Уменьшение числа специалистов по защите прав потребителей в муниципалитетах ведет к сокращению помощи гражданам
УрБК, Екатеринбург, 09.03.2011. Управление Роспотребнадзора по Свердловской области подвело итоги работы органов местного самоуправления Свердловской области и общественных организаций по защите прав потребителей в 2010 году.
Напомним, защиту прав потребителей в Свердловской области обеспечивает система органов государственной власти, состоящая из федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также общественных организаций потребителей.
«Равная и реальная защита интересов потребителей повсеместно на территории Свердловской области может быть обеспечена только развитой системой защиты прав потребителей при эффективном взаимодействии всех составляющих ее ветвей, разграничении и конкретизации их задач, полномочий, сфер действия», — заявили в управлении.
Значительный вклад в проведение на местном уровне государственной политики в области защиты прав потребителей вносят органы местного самоуправления и общественные организации, которыми проводится большая работа по рассмотрению жалоб потребителей, их консультированию, оказанию практической помощи потребителям в восстановлении их нарушенных прав, в том числе и в судебном порядке.
В Свердловской области в 2010 году дано 57,77 тыс. консультаций, 30% из них проконсультировали специалисты муниципальных образований, 29% — специалисты общественных организаций, 20% — ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», более 20% — Управление Роспотребнадзора по Свердловской области.
Предотвращенный материальный ущерб потребителям составил 271,7 млн. рублей.
Однако в муниципальных образованиях области идет процесс сокращения специалистов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей, что приводит к разрушению сложившейся системы органов в данной сфере.
Как следствие, в 2010 году количество рассмотренных обращений граждан специалистами муниципальных образований снизилось на 27% по сравнению с 2009 годом и составило 15,61 тыс. обращений.
Вместе с этим по сравнению с 2009 годом в муниципальных образованиях сократилось на 76% количество проведенных проверок; на 38% — количество выявленных нарушений (по обращениям граждан, проверкам); на 38% — количество исков, предъявленных в защиту прав потребителей; на 11% — количество выступлений в средствах массовой информации (286 выступлений); на 11% — сумма предотвращенных потерь потребителей специалистами муниципальных образований в добровольном или судебном порядке, которая составила всего 76,8 тыс. рублей.
Структура обращений граждан в органы муниципальных образований по видам деятельности по отношению к общему числу обращений выглядит следующим образом: торговля непродовольственными товарами — 56% обращений; жилищно-коммунальные услуги — 17,1% (в 2009 г. — 23,4%); торговля пищевыми продуктами — 6,3%; прочие виды деятельности, в том числе бытовые услуги, — 15,2% (в 2009 г. — 15,4%) и др.
«Тенденция уменьшения количества специалистов по вопросам защиты прав потребителей в муниципальном образовании ведет к сокращению реальной помощи гражданам. Сохранение же при администрации направления по защите прав потребителей позволит усилить роль администрации в защите социально неблагополучных слоев населения», — констатировали в Роспотребнадзоре.
«Сохранение и активизация работы муниципалитетами в системе защиты прав потребителей будет способствовать значительному улучшению ситуации на рынке товаров и услуг Свердловской области как для потребителей, так и для хозяйствующих субъектов, что способствует достижению главной цели Концепции долгосрочного развития России до 2020 г. — улучшению жизни людей», — заключили в управлении.