Туристический рынок: в поисках выхода
Предстоящий летний туристический сезон может стать самым сложным за последние годы
Ситуацию на рынке сломал форс-мажор — политические потрясения в Тунисе и Египте. Уральские туроператоры надеются, что уже в марте продажи на эти традиционные направления будут открыты, однако на всякий случай просчитывают варианты замены арабским странам. Потребители, в свою очередь, пытаются понять, стоит ли в этих условиях спешить, покупая туры заранее и получая скидку, либо, памятуя о внезапности политических перемен в курортных странах, подождать.
По официальным данным Ростуризма, туристов из нашей страны, в том числе из Свердловской области, в Египте не осталось. Рынок так или иначе перераспределил потоки, подсчитал убытки и готовится к весенне-летнему сезону, четких прогнозов на который дать пока невозможно.
Гражданские войны
Уже известно, что первый, необычно ранний борт из Екатеринбурга в Турцию вылетит уже 16 февраля. Возможности искупаться в море туристам, разумеется, не обещают, зато предлагают насладиться теплыми бассейнами. Более взыскательные и состоятельные туристы предпочли доплатить и вылететь в Гоа или Таиланд. В последнем случае увеличение авиаперевозок составило 30%.
Впрочем, опрошенные руководители туроператоров едины во мнении о том, что такие меры носят разовый характер и адекватных ценовых альтернатив Египту все равно нет.
«Мы надеемся, что с марта турпоток все-таки восстановится. Для нас это важно, так как эта страна у россиян как место отдыха очень востребованна и заменить ее чем-то очень сложно», — признает директор ООО «Инна-Тур» Инна Аверьянова.
Рост цен
Не исключают туроператоры и пессимистического исхода дела, ведь предсказать характер развития событий в этой стране с полной уверенностью сейчас не могут даже дипломаты. Как отметила директор туристической компании «Зима-лето» Ольга Гуляр, если Египет не сможет принять туристов, из-за распределения турпотоков цены на туры в Турцию, Таиланд и Грецию вырастут как минимум на 20–30%.
Ключевой вопрос февраля — как поведет себя турецкий туристический рынок. По одной версии, турки воспользуются случаем и взвинтят цены, по другой, напротив, смогут себе позволить повысить их чисто символически из-за сверхизбыточного спроса, тем самым окончательно «добив» Египет как конкурента по популярности у россиян. Наши туроператоры не скрывают: турки проблемам конкурентов пока откровенно рады.
«Цена на Турцию может вырасти на 5–10%, а может вообще понизиться, так как появятся спецпредложения конкурирующих туроператоров. Поэтому сейчас предугадать цены очень сложно», — подчеркивает директор ООО «Инна-Тур» Инна Аверьянова.
Часть туроператоров активно призывает уральцев не ждать и платить деньги за отдых уже сейчас, в феврале-марте, обещая взамен 25%-ные скидки от стоимости отдыха. Однако в этом году активного спроса на ранние продажи, на который можно было надеяться до событий в Тунисе и Каире, нет.
Во-первых, покупатели в ситуации общей нервозности опасаются платить заранее, уже убедившись, что даже самые испытанные, казалось бы, места отдыха внезапно могут быть закрыты по распоряжению властей. Во-вторых, есть вероятность, что поздней весной и летом цены на отдых будут не выше, чем во время кампании ранних продаж, ведь, как в итоге закончится эпопея с революциями, пока не знает никто.
Часть экспертов полагает, что если в Египте ситуация быстро вернется на круги своя, то все вообще может закончиться совершенно неожиданно и те, кто сейчас поспешит купить Испанию или Турцию, могут оказаться в проигрыше.
«Чтобы восстановить свою экономику, этой стране придется срочно привлекать упущенных туристов. В этом случае Египет существенно снизит цены, что, в свою очередь, сократит приток туристов в ту же Турцию», — не исключает директор ООО «Туристическая фирма «Элита Трэвэл» Наталья Оборина.
В любом случае, компании еще завершают свои расчеты по февральским форс-мажорам.
Возвращение в Египет
«Туроператоры не смогли пока «вынуть» деньги из Египта, и продажи туров будут происходить в основном по факту. Соответственно, пока сложно воспользоваться деньгами, которые были предусмотрены именно на летний сезон, и забронировать отели», — посетовал директор представительства «Натали Турс» в Екатеринбурге Олег Хигер, добавив, что в основном эти средства должны были быть потрачены на Турцию.
Итак, предсказать, как начнется и как будет проходить весенне-летний отпускной сезон в нынешнем году, не берутся даже самые опытные участники рынка. Потребителям же в данной ситуации приходится принимать решения самим: либо поддаться на призывы покупать туры заранее и со скидкой, либо не рисковать и дождаться, чем закончатся события в Египте.
Еще одно общее экспертное наблюдение — явная пассивность в данной ситуации пресловутых курортов Краснодарского края, которым в данной ситуации, казалось бы, следовало начать активную борьбу за соотечественников. Впрочем, не исключено, что это вызвано общим осознанием отсутствия у данного направления каких-либо конкурентных преимуществ в принципе.
Системные проблемы
Впрочем, перевороты в курортных государствах – не единственная проблема туристического рынка.
Уже признанное неизбежным увеличение фингарантий для туроператоров не изменит ситуацию на рынке в лучшую сторону, скорее наоборот. Эксперты уверены, что данный административный шаг спровоцирует уход с рынка законопослушных региональных операторов. Главная же цель — финансовая безопасность туристов — достигнута все равно не будет, и если кто-то из туроператоров обанкротится, то даже увеличенная фингарантия не даст возможности выплатить пострадавшим их деньги.
О необходимости увеличения фингарантий для туроператоров заговорили, когда в ноябре 2010 года перестал выполнять свои обязательства туроператор «Капитал-тур». В результате пострадали более 8 тыс. туристов, а сама компания подала заявление о банкротстве. По последним данным, общий размер задолженности «Капитал-тура» — 1,59 млрд. рублей.
Согласно планируемым поправкам в туристическое законодательство, для туроператоров с годовым оборотом до 500 млн. рублей предлагается установить фингарантии в размере 100 млн. рублей, для компаний с объемом свыше 500 млн. рублей — 200 млн. рублей, для компаний с объемом свыше 1 млрд. рублей — 200 млн. рублей плюс 5% за каждые 100 млн. рублей.
Поправки не успеют принять до летнего сезона 2011 года, однако о том, что они будут приняты, в Ростуризме говорят едва ли не как об уже свершившемся факте.
С неменьшей категоричностью очередную репрессивную инициативу федеральных властей характеризуют на местах: специалисты уверены, что в случае повторения ситуации, аналогичной по своим последствиям банкротству «Капитал-тура», увеличенные фингарантии не смогут возместить туристам их ущерб.
Игроки рынка напоминают, что именно спасение денег туристов было в свое время главной целью введения фингарантий, однако сейчас стало понятно, что возместить убытки им некому.
«Фингарантии не спасли «Капитал-тур» и его туристов. В результате людям пришлось самим платить за номера в отелях, они стали заложниками ситуации», — напоминает директор ООО «Инна-Тур» Инна Аверьянова, добавив, что «Капитал-тур» остался должен отелям и авиакомпаниям.
Как отмечает прежний директор екатеринбургского представительства «Капитал-тура» Ольга Ганиева, знакомая с ситуацией не понаслышке, даже увеличенные гарантии не помогли бы пострадавшим туристам. Число счастливчиков, которым возместили убытки, увеличилось бы совсем незначительно.
При этом, как отмечают специалисты, для крупных туроператоров увеличение фингарантии критичным для их экономики не станет, а вот небольшие туроператоры могут перейти в статус туристических агентств.
С этой точкой зрения согласна директор группы компаний «Зима-Лето» Ольга Гуляр, отмечая, что увеличение фингарантий ударит по региональным рынкам, где работают не только представительства федеральных туроператоров, но и небольшие местные компании, многие из которых специализируются на организации и продаже, например, индивидуальных туров.
«Я считаю неправильной ситуацию, когда изменения требований к участникам рынка происходят только с ориентацией на интересы крупных компаний с миллиардными оборотами. Я бы предложила облегчить жизнь региональным турфирмам — оставить для них прежний размер фингарантий в 30 млн. рублей. Их услуги пользуются спросом, они рентабельны, так зачем ставить их в финансово невыгодные условия и, по сути, заставлять закрываться?» — сетует Ольга Гуляр.
Решение проблем отрасли эксперты рынка видят только в росте сознательности самих туристов.
«Законодателям, разумеется, станет спокойнее, но это не решит проблем рынка. Надо, чтобы туристы сами перестали верить в чудо, в огромные скидки. В надежде сэкономить они идут к таким агентствам, а потом судятся», — считает директор представительства «Натали Турс» в Екатеринбурге Олег Хигер. Эксперт привел недавний пример агентства «Бумеранг», которое обещало скидки больше, чем у туроператора. Первые пострадавшие уже пытаются взыскать свои деньги.
Впрочем, разговоры об опасности скидок идут уже давно, однако на туристах это не сказывается. После кризиса слишком многие еще не восстановили свою платежеспособность, что заставляет их экономить.