До всесторонней защищенности прав и свобод граждан в Свердловской области еще далеко. К такой мысли сегодня подвела депутатов регионального Законодательного собрания уполномоченный по правам человека Татьяна Мерзлякова. Парламентарии, в свою очередь, посоветовали омбудсмену подумать о политике и увеличить бюджет своего аппарата.
На совместном заседании Областной Думы и Палаты Представителей уполномоченный по правам человека представила отчетные доклады о работе в 2010 году и расходах аппарата. Правда, вместо расширенной программы деятельности и сметной документации Татьяна Мерзлякова предпочла в очередной раз напомнить о ключевых проблемах и поблагодарить коллег за щедрое финансирование ее работы.
Татьяна Мерзлякова каждый год заявляет депутатам, что оценивать ее работу через КПД неэтично«Ситуация с преднамеренным банкротством предприятий, о которой я уже не раз говорила, по-прежнему стоит остро. Порядка 20% средств, не выплаченных сотрудникам предприятий ЖКХ, теряется именно в результате таких действий. Мне известны 7 таких предприятий, где не платится зарплата и проводится банкротство. К примеру, в МУП «Горизонт» имеется более 72 млн. рублей долгов разного уровня, а продается оно после банкротства за 56 тыс. рублей. В милиции нам говорят, что в этом нет состава преступления. Поэтому мы вынуждены начать собственное расследование», — заявила Т. Мерзлякова, отметив, что подобных случаев в ее практике немало.
Вместе с тем, по ее словам, в области начало формироваться полноценное гражданское общество. Впервые в 2010 году были проведены публичные дискуссии о деятельности судов, что не вызвало восторга у судей, но получило одобрение среди граждан. Кроме того, все резонансные дела были полностью под контролем общественности (речь идет о вмешательстве блогеров в дела Егора Бычкова, противодействии строительству храма в центре Екатеринбурга и общественных слушаниях о сити-менеджере города).
«То, что блогеры в течение суток могут собрать на митинг людей, вызывает уважение. Но меня беспокоит, что интернет-сообщество считает себя единственным верно мыслящим, единственным выразителем общественного мнения», — заявила Т. Мерзлякова.
Юрий Баланов попросил Татьяну Мерзлякову подумать о политикеВ ответ депутаты тоже выразили сомнения, но уже по поводу эффективности работы самой уполномоченной. Юрий Баланов поинтересовался реальными показателями КПД деятельности по защите прав граждан региона, а также долей жалоб, в которых говорится о нарушении политических свобод.
Лишь 41% обращений решено положительно, была вынуждена признать Татьяна Мерзлякова. Впрочем, себя она оправдывает: в международной практике не принято измерять эффективность борцов за права человека. В стране не исполняются даже решения Конституционного суда, в таких условиях уполномоченным работать крайне сложно. Именно поэтому Татьяна Мерзлякова отказалась говорить на политические темы, лишь отметив, что соответствующих жалоб стало чуть больше.
«А почему вы политикой не занимаетесь? Можно подумать, что вы готовы заниматься всем, кроме политических жалоб. Я надеюсь, что в душе, Татьяна Георгиевна, вы думаете иначе. Политическая партия имеет такое же право на вашу защиту, как и все остальные», — попытался вразумить защитницу Юрий Баланов.
Сама бывший депутат и активный член забытого ныне движения «Горнозаводской Урал» Татьяна Мерзлякова пообещала пообщаться на политическую тему с ЛДПР в режиме тет-а-тет.
Пораженный активностью коллег из нижней палаты, Игорь Ковпак неожиданно взял слово, чтобы выразить им свое восхищение.
«Мне кажется, нам есть чему поучиться у коллег из Думы. Думаю, когда палаты объединятся, нам очень интересно будет работать», — признался депутат.
Игорь Ковпак (слева) выразил восхищение энтузиазмом и наивностью коллег из ДумыДумцы смущенно заулыбались, а Татьяна Мерзлякова приступила к отчету о бюджете аппарата. Правда, вместо конкретных данных она лишь поблагодарила всех за хорошее финансирование ее деятельности и откланялась. Позже только у депутатов удалось выяснить, что за 2010 год аппарат уполномоченного по правам человека Свердловской области потратил более 14 млн. рублей, большая часть из которых ушла на транспортные расходы, на содержание сотрудников, а также на переписку, средства связи и аренду помещения.
«Мы бы еще хотели оплачивать работу экспертов-ученых по мере необходимости, но это когда в области не будет более важных трат», — позже призналась Т. Мерзлякова.
«Так, может, вам увеличить финансирование?» — предложил коммунист Андрей Альшевских.
От дополнительных денег правозащитница решила отказаться, во всяком случае до тех пор, пока ее бухгалтерия не придумает логического обоснования увеличению расходов. А пока для защиты прав и свобод жителей Свердловской области у Татьяны Мерзляковой, как оказалось, есть все необходимые ресурсы. Так, ее командировки, как правило, оплачивает принимающая сторона.
Анна Шабалина