Рынок такси: лицензирование возвращается?
Дикий рынок такси Екатеринбурга наконец-то привлек к себе внимание властей. Сегодня в администрации областного центра прошло специальное совещание на тему: как взять под контроль частные пассажирские перевозки, на рынке которых работает уже около полутора сотен компаний? Чиновники открыто заявляют о том, что пора не только вернуть практику лицензирования этого бизнеса, но и принять специальный регулирующий его закон.
Ситуация, сложившаяся на рынке такси, в настоящее время действительно напоминает дикий, стихийный рынок. Как подсчитали участники рынка, в Екатеринбурге сейчас работает порядка 150 организаций, именующих себя «такси».
При этом всего порядка 10 организаций действительно имеют свой автопарк, сервисные мастерские, пункты допуска водителей на рейс и так далее. Остальные же — это так называемые диспетчерские службы, где работа организации заключается лишь в координации водителей, работающих на личном автотранспорте. Если даже и есть автомобили, которые предоставляются водителям, то они работают на них по 24 часа, что противоречит законодательству, так как не гарантирует безопасности ни водителя, ни пассажиров. Такая организация ни за что ни перед кем не отвечает, и проверить ее деятельность нереально.
Сегодняшнее совещание в мэрии — первое на эту тему, но в дальнейшем такие собрания заместитель главы администрации города Виктор Контеев обещает сделать регулярными: на такси поступает слишком много жалоб.
«Мы не будем вмешиваться в вашу экономику, в ваш бизнес. Однако мы бы хотели с вами договориться. Дело в том, что создается впечатление, что такси, власти и жители живут сами по себе», — задал тон совещанию Виктор Контеев.
Договоренности с бизнесом администрация планирует вести в первую очередь в плане приема гостей города, имиджу которого власти уделяют в последнее время большое внимание. Поэтому пока пожелания администрации свелись к улучшению качества сервиса для гостей Екатеринбурга. В идеале водители должны знать хотя бы на начальном уровне английский, быть опрятны и иметь униформу, проявлять вежливость к пассажирам.
«Человек, приехавший к нам, должен не только знать, что отель 5 звезд у нас такой же, как и в Париже, но и что услуги такси на Урале такие же, как в Европе. Мы должны переходить на европейскую культуру обслуживания», — заявили предпринимателям чиновники.
Впрочем, основной массив проблем пока лежит в секторе массовых перевозок эконом-класса. Решить их, по мнению наиболее развитых участников рынка, может только возвращение к практике лицензирования.
Как заявил сегодня главный специалист комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Сергей Темняков, уже находится в разработке некий закон, устанавливающий правила предоставления услуг такси.
Впрочем, судя по всему, и в этом плане есть некоторое взаимное непонимание, поскольку в другом комитете администрации, к примеру, сегодня говорили и о законе, и о постановлении областного правительства.
«Проект регламентирует перечень требований, который необходим для работы такси и в целом автоперевозок. Это готовность транспортного средства к рейсу, его технические характеристики, а также готовность водительского состава к выходу на рейс. За руль должен сесть нормальный, адекватный водитель, он не должен работать сутками. Это все должно быть прописано правительством области», — сообщил председатель комитета по бытовому обслуживанию администрации Екатеринбурга Максим Афанасьев, добавив, что город также выпустит свой документ, в котором будет утвержден перечень требований.
В идеале чиновники видят возвращение к практике лицензирования, от которой федеральный законодатель отказался в 2005 году. Напомним, лицензия оформлялась на 5 лет и официально подтверждала факт того, что владелец авто имеет право как субъект предпринимательской деятельности оказывать услуги пассажирских перевозок.
«Москва как субъект Федерации уже к этому возвращается, потому что то количество ДТП, которое сейчас случается с участием такси, переходит все разумные рамки», — посетовал Максим Афанасьев.
Впрочем, эксперты рынка напоминают: ни областной закон, ни постановление правительства Свердловской области в корне проблем не решат.
«Область не может ввести какое-то свое собственное лицензирование. Это может быть только федеральная инициатива. Областной же закон может лишь ужесточить ответственность за нарушения, допускаемые автоперевозчиками. Он только частично решит проблемы рынка», — сообщил УрБК председатель координационного совета Союза пассажироперевозчиков Свердловской области Ринат Садриев.
Часть участников рынка, пусть и ничтожная, возвращение к практике лицензирования приветствует. Как отметил сегодня директор «Такси-город» Александр Лобанов, лицензирование стоит ввести не только для юрлиц, но и для самих водителей.
При этом предприниматель уже обещает: жесткое регулирование рынка увеличит-таки стоимость услуг как минимум в два раза.
«Сегодняшняя минимальная цена в 100 рублей за перевозку является слишком низкой. Она не покрывает расходов на ремонт, амортизацию и налоги. При этом водителю все равно удается заработать до 1 тысячи рублей за двенадцатичасовую смену. Понятно, что за такие деньги согласится работать далеко не каждый. От этого и возникают проблемы с кадрами. Такая цена хороша только для потребителя», — уверен Александр Лобанов, добавив, что регулирование деятельности такси заставит уйти с рынка как минимум порядка трети автоперевозчиков.
Готов ли идти на такие жертвы потребитель, пока непонятно. Нельзя исключать, что в случае повышения платы за проезд на такси горожане вновь начнут отдавать предпочтение частнику на улице, от услуг которого в последние годы многие отказались. Правда, говорить при этом о какой-либо безопасности и сервисе и вовсе не придется, и ситуация вновь перейдет в режим замкнутого круга.