В процессе поиска виноватых в росте цен на продукты крайними в Свердловской области могут стать производители: торговые сети настаивают на проверке обоснованности повышения ими цен. Крестьянские и фермерские хозяйства в ответ традиционно кивают на рост цен на топливо и электроэнергию. Власти, впрочем, несмотря на предстоящие выборы, пока не собираются бороться с ростом цен на продукты административными методами.
К поиску методов стабилизации цен на продукты подключилось полпредство президента России на Урале. Под председательством главного федерального инспектора по Свердловской области Виктора Миненко ситуацию на рынке продовольствия сегодня обсудили министр сельского хозяйства и продовольствия Илья Бондарев, заместитель министра торговли, питания и услуг Надежда Шестакова, руководство УФАС, руководители торговых сетей «Кировский», «Звездный», «Купец» и местные производители.
Согласно данным мониторинга минторга, за неделю средняя розничная цена на ржаной хлеб выросла на 1,2%, на молоко — на 2,8%, гречка приросла в цене на 5%. Продолжили свой рост цены на свинину и масло. Цены на отдельные категории продуктов, напротив, стабилизировались: яйцо, говядина, картофель и лук за прошедшую неделю в цене не приросли.
Впрочем, щадящие цифры уже никого не обманывают: по ряду товарных позиций расти ценам просто некуда. Так, с начала года цены на картофель выросли примерно на 20 рублей, и сейчас 1 килограмм в рознице стоит порядка 48 рублей.
«У нас теперь бананы дешевле, чем местный картофель. Это ненормально. Меняется структура питания. Люди отказываются от картошки в пользу бананов. Думаю, в ближайшее время цены стабилизируются. Я не верю, что цены дойдут до 100 рублей за килограмм», — пообещал президент группы компаний «Кировский», депутат Палаты Представителей Игорь Ковпак.
Основными причинами роста цен на продукты, согласно общему мнению участников цепочки «производитель — переработчик — продавец», являются рост тарифов на электроэнергию, железнодорожные перевозки, газ и, безусловно, рост цен на топливо.
«Нашему развитию мешает плата за подключение к электроэнергии. Мы строим новые объекты, развиваем производство и в то же время фактически вынуждены за свои деньги строить сети. Так мы даем производителям электроэнергии инструмент для выкачивания с нас денег», — пожаловался генеральный директор ЗАО «Комбинат пищевой «Хороший вкус» Сергей Емельянов.
Ряд других производителей повышение цен на социально значимые продукты также ставят в вину энергетикам.
«Переработчики молока уже взяли на себя повышение энерготарифов. Сегодня по факту мы просто гасим эти тарифы. В итоге, если в соседних областях стоимость самого дешевого пакетированного молока достигает 35 рублей, у нас оно не выходит за 30 рублей», — заявил директор Екатеринбургского городского молочного завода № 1, депутат гордумы Игорь Пехотин.
Главные враги у торговли — поставщики. По мнению Игоря Ковпака, именно на них, а не на ретейл, следует обратить внимание надзорным органам.
«Они просто информируют нас о повышении цен, с нами никто не советуется. Иногда они считают необходимым сослаться на повышение тарифов за электричество и бензин, иногда — нет. Надо разбираться с поставщиками, чтобы они не поднимали цены на картофель, к примеру, как агропромышленный комплекс «Белореченский». Важно проверить, почему они повышают цены и делают ли это обоснованно», — призвал И. Ковпак чиновников, пользуясь присутствием практически всех заинтересованных ведомств.
Согласно предложению сетевиков, если выяснится, что значительное повышение цен вызвано объективными причинами, то таким предприятиям необходимо оказывать бюджетную поддержку. Тогда они не будут повышать цены на свою продукцию, и торговые сети, соответственно, тоже.
Впрочем, ряд экспертов сомневается в необходимости и эффективности предлагаемых ретейлерами мер. Местные производители вообще не избалованы сверхдоходами и имеют право на выручку, полагает заместитель председателя бюджетного комитета Областной Думы Илья Гаффнер.
«Не надо искать крайнего. Важно понять проблему и решать ее комплексно. Есть законы рыночной экономики; в конце концов, прибыль местный производитель направит на развитие своего хозяйства. Решать проблемы обеспечения продовольствием нужно на государственном уровне, в том числе — помогая местным производителям, а не кошмаря их проверками», — заявил депутат.
Впрочем, если попытаться влиять на своих хозяйствующих субъектов хоть как-то можно, то таких рычагов воздействия на экспортеров у свердловских чиновников нет, зависимость же от привозных продуктов лишь растет.
«Теперь мы во многом зависим от поставок, которые идут в наш регион извне. Из-за дефицита свободного картофеля у местных производителей мы стали осуществлять его поставку из Пермского края, Израиля, Египта. Это позволило несколько снизить цены на картофель. Гречу мы закупаем в Алтайском крае, на формирование их цены мы влияния вообще не имеем», — заявила Надежда Шестакова, заместитель министра торговли.
Несмотря на общее ожидание, в ходе совещания сегодня не стали обсуждать возможность административного регулирования цен, что активно практиковалось несколько лет назад. Напомним, тогда под эгидой областного минторга ретейл добровольно ограничивал цены на социальные группы товаров. В этот раз, несмотря на приближающиеся выборы в Государственную Думу и выборы президента, к этим рычагам решено не прибегать, по крайней мере пока.
Гораздо в большей степени по вкусу полпредству пришлась инициатива ретейла составить список стратегически важных предприятий пищепрома Свердловской области и провести в них проверку.
В следующий раз для обсуждения данной темы решено собраться в том же составе через месяц.
Анастасия Упорова