Главной головной болью сферы охранных услуг в Свердловской области становятся кадры. В кризис на этот рынок пришли уволенные из более престижных отраслей граждане, и многим показалось, что это повысит условный общий уровень ЧОПов. Однако с минимизацией проблем в экономике пошел обратный отток, и в охранные предприятия пришли гости из южных республик бывшего СССР.
В 2008 году в Екатеринбурге насчитывалось более 500 ЧОПов, в 2009 году, после введения обязательного лицензирования охранной деятельности, их число сократилось до 370. Кризис еще раз уменьшил численность охранных фирм. На сегодняшний день, по данным городской администрации, их зарегистрировано порядка 300. Впрочем, и эти три сотни компаний сменяют друг друга с такой периодичностью, что повергают в изумление муниципальных чиновников.
Добрую половину рынка охранных услуг города занимают подразделения вневедомственной охраны, остальные 50% разбиты между частными охранными предприятиями, среди которых к крупным игрокам можно отнести максимум 30–35 структур, штат лицензированных охранников в которых превышает 100–150 человек. Это компании-лидеры, которые фактически поделили между собой рынок.
В основном клиентами ЧОПов являются частные организации, госструктуры и в последние годы все чаще физлица, нуждающиеся в защите себя и своего имущества.
«Для этой сферы всегда характерна высокая текучесть как кадров, так и самих юридических лиц. Из-за этого нам очень сложно каким-то образом реально контролировать добросовестность участников этого рынка. Тем не менее времена совсем уж кустарных контор постепенно уходят в прошлое, и нам удается находить с ЧОПами общий язык», — заявляют в пресс-службе вице-мэра Екатеринбурга Виктора Контеева.
Еще одна проблема отрасли — низкий уровень профессионализма сотрудников. Как правило, основной контингент ЧОПов — это бывшие военные, а также молодые мужчины, недавно прошедшие срочную службу в армии. Обычно такие работники обладают весьма ограниченным набором навыков и зачастую совершенно не подготовлены к работе в гражданских условиях.
«В основном у нас работают люди после армии. Таких 90%. Возраст — 25–45 лет. Бывает, что мы сами увольняем человека, если работник пьет, прогуливает или ведет панибратство на объекте с кем-то. Но бывает, что человек 2 дня отработал, ему не понравилось, и он ушел. Такая ситуация везде», — сетует заместитель директора ООО ЧОП «Центральная служба гражданской безопасности» Олег Киселев.
Это чувствуют клиенты, для которых среди прочего важна коммуникативная составляющая, ведь сотрудники ЧОПов постоянно контактируют с населением, зачастую будучи к этому совершенно не готовыми. Как признают покупатели услуг ЧОПов, охранники, как правило, не стремятся соблюдать даже формальные должностные инструкции, предпочитая просто ожидать конца рабочей смены.
Отсутствие мотивации у сотрудников охранных организаций — едва ли не главный бич отрасли. Из-за недостаточно высокой оплаты труда соискателями вакансий в ЧОПах становятся люди без специального образования и особых амбиций.
«В последнее время на работу охранниками стали брать даже гастарбайтеров. Квалифицированных кадров не хватает», — отмечают тенденцию в администрации города. В ЧОПах ее тоже зафиксировали.
«На рынке существуют предприятия, которые демпингуют. Они нанимают иностранных граждан — выходцев, к примеру, из Киргизии. Это проблема, потому что такие охранники зачастую даже не говорят толком по-русски. Сотрудники таких ЧОПов часто встречаются в продуктовых магазинах. Однако незнание языка неприемлемо при работе, где необходимо общение с покупателями», — заявляет заместитель генерального директора по охране объектов высокой сложности ЧОП «Эгида» Дмитрий Мезенцев.
Еще одна проблема — отсутствие у рядовых сотрудников какого-либо социального статуса.
«Непрестижность этой профессии — основное, что создает проблемы с подбором персонала. К примеру, у нас зарплаты выше, чем у консультантов в магазине бытовой техники, но люди считают, что лучше стоять в красной футболке с бейджем, чем в форме ЧОП», — заявляет тот же Дмитрий Мезенцев.
По словам экспертов, с введением лицензирования на обучение одного сотрудника компании в среднем необходимо потратить около 10 тыс. рублей. Предприятия не хотят брать на себя такие расходы из-за высокой степени риска того, что потенциальный работник после учебы не вернется в организацию.
«Естественно, народ не идет работать в ЧОП, тем более что заработные платы упали. Ведь теперь нам необходимо направлять порядка 47% заработанного на различные отчисления, а объекты ставки за охрану не повышают. Сейчас работы ведутся через тендеры, поэтому кто меньше возьмет, тот и работает. Мы берем объекты с заработной платой в среднем 60 рублей в час. А есть компании, которые демпингуют до 30 рублей в час. Какие услуги они оказывают за такие деньги, остается только догадываться», — отметил О. Киселев.
Возможно, стихийность большей части частного охранного бизнеса связана с тем, что острую конкуренцию ЧОПам составляют крупные организации ОВО, имеющие и более профессиональные кадры. Собственно, именно такие крупные организации и формируют общие рыночные тенденции. Фактически работа ОВО контролируется и поддерживается органами МВД. Вневедомственная охрана занимает уверенную позицию за счет мощного лобби в органах законодательной власти.
Напомним, на стадии обсуждения проекта закона «О полиции» экспертное сообщество активно ратовало за то, чтобы МВД ушло из частного бизнеса, которым фактически являются ОВО.
«Такую структуру, как вневедомственная охрана, я вообще не вижу в структуре МВД. Ее необходимо заменить ЧОПами, а охраной государственных предприятий пусть занимается ГУП «Охрана», — уверен генеральный директор ЗАО «Информационно-консалтинговый центр «Европа-Азия» Олег Борисов.
Тем не менее закон, подписанный Президентом РФ Дмитрием Медведевым, сохранил за правоохранительными органами право заниматься коммерческой деятельностью и оказывать предприятиям и частным лицам платные услуги.
Анна Шабалина