Новости партнеров
27.03.2009

Рынок охранных услуг Екатеринбурга: тенденции и проблемы

На текущий момент России и Екатеринбургу в частности присущ активный рост сферы услуг. Это касается и сферы охраны — частных лиц, бизнеса и предприятий. По оценкам экспертов охранного рынка, прирост объема данного вида услуг в последние два-три года может составить 15—20%.

В Екатеринбурге по заказу заместителя Главы города Виктора Контеева проведено маркетинговое исследование рынка охранных предприятий. Анализ ситуации в отрасли провела компания маркетинговых исследований ООО «Стратегия позитива». Целью исследования стало выявление проблем, существующих на рынке частных охранных предприятий, нахождение путей решения выявленных проблем, а также определение направлений совершенствования работы специалистов на данном рынке города Екатеринбурга.

В процессе сбора информации исследовательской группой было опрошено свыше 20 экспертов, в том числе ученые и специалисты, прямо или косвенно связанные с безопасностью и охраной жизни человека и/или бизнеса.

Отметим, для Екатеринбурга данное исследование стало первым в сфере частной охранной деятельности.

Рынок охранных услуг

Согласно результатам исследования, сегодня емкость российского рынка охранных услуг оценивается в 4 миллиарда долларов, и, по мнению специалистов, в ближайшие десять лет эта сумма как минимум утроится. Рынок РФ делят между собой порядка 30 тысяч охранных предприятий, 79% из которых ЧОПы, большинство из них представляют структуры малого бизнеса. Численность работников таких частных охранных предприятий не превышает 50 человек, а годовой оборот — 10 млн. рублей. Как правило, они являются по сути службами безопасности компаний, выведенными за штат. Если же говорить о крупных охранных предприятиях в России, стоит отметить, что они объединяют 1—1,5 тыс. сотрудников, оборот таких ЧОПов в Москве составляет $30 млн., а в регионах порядка $10 млн. Подобные «гиганты» рынка, как правило, имеют в своем распоряжении огнестрельное оружие, группы оперативного реагирования и оказывают услуги личных телохранителей.

Рынок Свердловской области является самым емким в стране и составляет примерно 3,5%. В Екатеринбурге же насчитывается 541 частное охранное предприятие.

Авторы исследования отмечают, что наибольшее количество ЧОПов (17—18%) находится в Железнодорожном, Ленинском, Кировском и Верх-Исетском районах. При этом на остальные районы приходится по 8—12%.

Половину рынка охранных услуг города занимают подразделения ОВО, остальные 50% разбиты между частными охранными предприятиями, среди которых к крупным игрокам можно отнести 30—35 частных структур, штат лицензированных охранников в которых превышает 100—150 человек. Это компании-лидеры, которые фактически поделили между собой рынок. Большая часть частных охранных предприятий г. Екатеринбурга оказывает услуги, связанные с объектовой охраной (24%), охраной грузов и инженерными средствами охраны (по 19%). Как отмечают сами участники рынка, основу их деятельности — порядка 40% — составляет охрана объектов. Данный вид услуг можно разделить на два вида: физическая (непосредственное присутствие сотрудников ЧОПа на охраняемой территории) и пультовая (охрана при помощи различных технических средств) охрана. Услуги физической охраны в Екатеринбурге стоят от 55 до 100 руб. за час работы одного охранника, в среднем — 65—70 руб. в час. Средний клиент приносит ЧОПу 50—100 тыс. руб. в месяц.

Согласно материалам исследования, потребители услуг частных охранных предприятий получают информацию о ЧОПах через Интернет (33%) и публикации в СМИ (27%). К экспертным оценкам, собственным исследованиям и административным ресурсам потребители обращаются крайне редко. Тем не менее основным способом получения информации о ЧОПах остается рекомендация тех, кто уже воспользовался услугами каких-либо охранных предприятий. Соответственно, в подобных условиях выйти на этот рынок новым игрокам достаточно сложно, что объясняет невысокие темпы роста числа частных охранных структур в городе.

Тенденции развития охранного рынка Екатеринбурга

Согласно материалам исследования, на рынке ЧОП Екатеринбурга наблюдается ряд основных тенденций развития. Базовым направлением здесь является все большее развитие технических средств охраны (пультовая охрана, камеры видеонаблюдения), что позволяет избежать в работе ЧОПа действия «человеческого фактора», снизить издержки предприятия, сократить количество штатных единиц. Особенно актуально это становится в условиях кадрового дефицита, с которым столкнулись частные охранные предприятия города. Рынок труда уже сейчас не может предоставить ЧОПам достаточно квалифицированных охранников, вследствие чего компании, вместо того чтобы планомерно повышать требования к профессионализму кандидатов, нередко вынуждены понижать планку, чтобы обеспечивать охраняемые объекты сотрудниками. При этом можно наблюдать естественное снижение качества предоставляемых услуг. По результатам исследования, большая часть сотрудников ЧОПов — молодые работники с опытом работы в отрасли не более двух лет.

Другой тенденцией развития рынка, по прогнозам аналитиков, в скором времени может стать укрупнение компаний, причиной чему станет вступление России в ВТО и, как следствие, открытие доступа иностранным игрокам на местный рынок. С одной стороны, экспансия иностранных игроков приведет к отчуждению части рынка у местных операторов; с другой стороны, это позволит усилить конкуренцию и, в свою очередь, очистит рынок от демпингующих охранных предприятий, цена на услуги которых значительно меньше себестоимости и для которых, соответственно, характерно достаточно низкое качество услуг. Такие компании не могут гарантировать безопасности, договор с ними составлен так, что в случае чрезвычайного происшествия они не несут никакой ответственности.

Также в качестве тенденции рынка можно отметить все большее внимание ЧОПов к продвижению собственных услуг. Эксперты отмечают, что в последние годы частные охранные предприятия начали использовать такие маркетинговые инструменты, как реклама и участие в специализированных выставках. Согласно данным исследования, сейчас многие частные охранные компании достаточно активно рекламируют и продвигают свои услуги. Наиболее часто они размещают свою рекламу непосредственно в местах работы ЧОПов (17%), в Интернете (17%), используют личные контакты (17%) и личные продажи (16%). Тем не менее, до сих пор эти инструменты носят второстепенный характер, клиентов в этой сфере бизнеса находят преимущественно по знакомству.

Проблемы рынка охранных услуг Екатеринбурга

В качестве же основной проблемы, стоящей перед предприятиями этой отрасли, аналитики называют конкуренцию с отделами вневедомственной охраны (ОВО), входящими в структуру органов внутренних дел. При этом МВД не только контролирует деятельность ЧОПов, но и является полноценным игроком рынка, что мешает нормальному, динамичному развитию частных охранных предприятий. Вневедомственная охрана занимает уверенную позицию за счет мощного лобби в органах законодательной власти. В свою очередь, с Запада в российские регионы могут прийти другие конкуренты местных ЧОПов, более сильные, чем вневедомственная охрана.

Эксперты также связывают недостаточное развитие рынка охранных услуг с отсутствием инвестиций. Основные фонды и МТБ, в которые имело бы смысл вкладываться инвестору, на рынке охраны в основной массе неликвидны — это помещения ЧОПов, на 80% устаревший морально и технически транспорт, а также вооружение и ограниченный набор технических средств охраны. По общему признанию участников рынка, материально-техническая база остро нуждается в обновлении. Нематериальные же активы в этой сфере крайне ограниченны. Это, во-первых, навыки взаимодействия и связи руководителей охранных предприятий в правоохранительных органах. Во-вторых, знание и понимание этими руководителями «неоднозначной» специфики российских реалий правового и правоохранного поля. Эти активы никак не отделимы от их носителей. Таким образом, инвестиции в этой сфере на данном этапе развития остаются нецелесообразными и, соответственно, недоступными.

Итоги

Подводя итоги анализа рынка частных охранных предприятий Екатеринбурга, можно отметить, что инструменты маркетинга — цена, товар, место продаж и реклама — пока еще слабо используются в предприятиях. Ключевые руководящие посты в ЧОПах обычно занимают бывшие военные или сотрудники МВД. Как правило, они знакомы друг с другом по прежним местам службы. Старые связи позволяют руководителям охранных агентств обмениваться информацией о неплатежеспособных и не соблюдающих предписаний по технической безопасности клиентах. Однако на официальном уровне общей клиентской базы у агентств пока нет. Поэтому преимущественно клиенты выбирают ЧОП по рекомендации знакомых, а не в результате каких-либо инструментов продвижения. Цена на услуги охраны устанавливается не в результате исследования рынка, а по «среднерыночному уровню». Нерешенной является и проблема дефицита квалифицированных кадров.
Вернуться в раздел » Новости Партнеров
Материалы по теме
27.03.2009 Генеральный директор ЗАО «Информационно-консалтинговый центр «Европа-Азия» Олег Борисов: К сожалению, большая часть охранных компаний по-прежнему непрозрачна, а участники этого рынка не стремятся распространять информацию о своей деятельности

УрБК, Екатеринбург, 27.03.2009. «Основным недостатком проведенного в Екатеринбурге исследования рынка охранных услуг ...

27.03.2009 Рынок охранных услуг Екатеринбурга: тенденции и проблемы

На текущий момент России и Екатеринбургу в частности присущ активный рост сферы услуг. Это касается и сферы охраны — ...

23.03.2009 Генеральный директор ГК «Стратегия позитива» Галина Астратова: Если бы исследование рынка ЧОП Екатеринбурга было не социальным проектом, а имело под собой коммерческую основу, мы бы рассмотрели затронутые в работе вопросы гораздо глубже и подробнее

УрБК, Екатеринбург, 23.03.2009. «Исследование рынка частных охранных предприятий Екатеринбурга было выполнено в рамках ...

19.03.2009 Заместитель главы Екатеринбурга Виктор Контеев: Рынок частных охранных предприятий широко представлен в Екатеринбурге, но, к сожалению, пока слабо изучен

УрБК, Екатеринбург, 19.03.2009. «Исследование рынка частных охранных предприятий Екатеринбурга в определенный момент ...

18.03.2009 Рынок охранных услуг Екатеринбурга: тенденции и проблемы

На текущий момент России и Екатеринбургу в частности присущ активный рост сферы услуг. Это касается и сферы охраны: ...