Власти Екатеринбурга объяснили своим коллегам из других городов страны, почему у тех не получается догнать уральскую столицу. Оказалось, во всем виновата непоследовательность федеральных властей и непредсказуемость законодательства. Публичная презентация методологии разработки стратегического плана развития города прошла сегодня в рамках координационного совета Союза представительных органов муниципальных образований РФ.
Существующая с 1997 года организация выбрала темой сегодняшнего заседания реализацию стратегической политики развития городов. В качестве образцово-показательного примера был выбран Екатеринбург, остальные участники, приехавшие из Иркутска, Магнитогорска, Перми, Рязани, Тольятти, Тюмени, Ульяновска, Якутска и Улан-Удэ, в основном внимали и делились проблемами.
О победах и достижениях столицы Урала сначала доложил глава города Евгений Порунов. Но он лишь озвучил самые разрекламированные направления работы городской администрации: высокие темпы жилищного строительства, открытие детских садов, развитие малого бизнеса. О том, чего это стоило команде городских чиновников и что им помешало достичь еще больших результатов, доложил более сведущий заместитель главы администрации Александр Высокинский.
По мнению Александра Высокинского, главным критерием работы мэра является рост экономических показателей, а не проценты, полученные на выборахПо его словам, сегодня каждый более-менее крупный город имеет собственный стратегический план развития территории. Правда, зачастую эти документы полярно отличаются друг от друга и не всегда имеют перспективу реализации. Но это проблема скорее федерального уровня, где за десятилетия существования системы местного самоуправления так и не сумели придумать единой методологии разработки таких документов.
«Стратегический план в нашем понимании — это прогнозный документ, интегрирующий в некое согласованное целое взаимообусловленные главные цели и задачи развития города, его внутренние ресурсы, политику, определяющую поле деятельности и основные организационные действия, направленные на достижение поставленных целей», — отметил чиновник.
В частности, в Екатеринбурге в реализации и разработке стратегического плана развития задействованы сразу несколько групп: администрация, инициирующая саму работу, научная общественность, разрабатывающая теоретическое обоснование, бизнес, ответственный за реализацию, и общественные организации, помогающие донести суть документа до граждан.
Главный вывод из опыта команды Аркадия Чернецкого — любая даже самая красивая «бумажная» стратегия зависима от предпринимательского сообщества: 70–80% финансирования стратплана осуществляется именно бизнесом.
Помимо совещаний, в досуговой программе гостей — посещение ледового городка и лучших ресторанов Екатеринбурга«Делать его полностью социальным, популистским невозможно: бизнес просто не даст денег на это», — признают в мэрии Екатеринбурга.
Иерархическая структура разработки стратплана выглядит как некая генеральная задача, разделенная на стратегические направления (в Екатеринбурге их 8), которые, в свою очередь, конкретизируются в стратегических программах (25), в финале реализованных в стратегических проектах (более 75). Именно такой принцип разработки, по мнению Александра Высокинского, является образцовым. Отсутствие последнего пункта во многих муниципалитетах делает документ ущербным и не позволяет его реализовывать наиболее эффективно.
Немаловажный момент — критерии оценки результативности плана. По версии екатеринбуржцев, это показатели социально-экономического развития территории, а не количество голосов, отданных за главу города на выборах.
Судя по всему, в дальнейшем данная тенденция лишь укрепится, ведь все большее число территорий отказывается от прямых выборов мэров.
В администрации Екатеринбурга уверяют: выполняли и перевыполняли бы еще больше, если бы не отсутствие стабильной системы софинансирования, которая позволяет формировать долгосрочные проекты по, например, реконструкции автодорожного покрытия или строительству инфраструктурных проектов.
Главная же проблема всех муниципалитетов — и об этом руководители местных дум говорили не в кулуарах, а открыто — огромная ноша ответственности перед населением и перед вышестоящими властями при минимуме инструментов для реализации полномочий.
Как оказалось, выводы властей передового во всех планах Екатеринбурга разделяют и в других городах.
Что такое комплексное освоение территорий, гостям Екатеринбурга демонстрируют на примере Академического«Давление на нас с каждым годом лишь растет. Надо устранить многие прорехи в законодательстве, чтобы дать нам дополнительные возможности. Пока же федеральные власти меняют тот же Налоговый кодекс как хотят, а нам в итоге невозможно спрогнозировать бюджетную политику», — пожаловался председатель Совета депутатов Североморска Евгений Алексеев.
Увы, каких-то серьезных действий со стороны федеральных властей депутаты и местные чиновники не ждут. Пока по всей стране активно реализуются национальные программы, города отчитываются за их осуществление, в Москве по-прежнему нет ни одной документально оформленной нацпрограммы, которая могла бы служить примером для муниципалов при разработке собственных. Зато карательная система за недобор показателей работает исправно.
Для закрепления пройденного теоретического материала участников заседания отвезли на экскурсию по району Академический. Гостям продемонстрировали основные объекты инфраструктуры и главную гордость проекта — энергосберегающие технологии. Несмотря на повсеместный рост тарифов, из-за снижения объемов потребления уровень коммунальных платежей жителей Академического в 2011 году не изменился.
«Когда я сюда приехал, я испытал огромный восторг от этого нового направления, где используются самые современные технологии и учитываются желания людей», — поделился впечатлениями от увиденного депутат гордумы Пскова Сергей Гаврилов, выразив желание дожить до тех времен, когда и его город сможет позволить себе комплексную застройку территории.
Анна Шабалина