На Урале ОАО продолжают миграцию в ООО
Представители Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в УрФО прогнозируют продолжение сокращения числа акционерных обществ. Этот процесс вызван ужесточением к ним требований по раскрытию информации. Однако запущен он был еще в 2009 году с ростом размеров штрафных санкций за малейшее нарушение этой обязанности. Об этом сегодня рассказал заместитель руководителя РО ФСФР России в УрФО Денис Бурачевский в ходе пресс-конференции в Екатеринбурге.
Напомним, в январе 2011 года вступили в силу поправки в закон о рынке ценных бумаг, изменяющие порядок раскрытия эмитентами информации. С одной стороны, существенно увеличился состав подлежащих обнародованию данных, с другой стороны — закон предоставил возможность упрощенного подхода, согласно которому у некоторых акционерных обществ эта обязанность существует в сокращенном виде. Впрочем, тем АО, для которых сделаны послабления, расслабляться все же не стоит. Юристы предупреждают, что поправки отменяют лишь небольшую часть массива раскрываемой информации, что не сильно облегчит ответственность эмитента перед регулятором.
Представители ФСФР напомнили, что раскрывать полную информацию о деятельности АО обязаны эмитенты, ценные бумаги которых размещены среди широкого круга лиц. Они должны публиковать свой устав, годовой отчет, бухгалтерскую отчетность, ежеквартальные отчеты, существенные факты жизнедеятельности общества, а также сведения, которые могут повлиять на стоимость ценных бумаг эмитента. Сокращенная же форма предусматривает освобождение от раскрытия ежеквартальных отчетов и существенных фактов.
Дополнительных хлопот акционерным обществам добавил также прошлогодний приказ ФСФР, в соответствии с которым все АО должны раскрывать информацию о проведении общих собраний акционеров. А в годовых отчетах теперь нужно указывать еще и сведения о расходовании всех видов энергетических ресурсов.
Возможно, обязанность раскрытия информации не была бы столь тяжелой, если бы не изменения в 2009 году в КоАП РФ, предполагающие увеличение размера штрафных санкций за малейшие нарушения. Так, если раньше за нарушения порядка раскрытия информации был предусмотрен штраф в 30–40 тыс. рублей, то сейчас — от 700 тыс. до 1 млн. рублей. И это сегодня один из главных мотивов, побуждающих эмитентов мигрировать из АО в ООО.
«Это было серьезным мотивом уйти с рынка в такой организационной форме. Если в 2009 году, до увеличения штрафов, мы возбуждали порядка 150 протоколов в квартал, то в последующий за изменениями квартал эта цифра снизилась до 20–30. Вступление в силу нового КоАП очень сильно подстегнуло эмитентов к тому, чтобы уделить серьезное внимание теме раскрытия», — рассказала начальник отдела по контролю за раскрытием информации участниками рынка ценных бумаг РО ФСФР России в УрФО Ирина Кривоногова.
Так, в 2009 году исполнение предписаний ФСФР, связанных с раскрытием информации, было примерно на уровне 65%, а сейчас — порядка 90%, отмечают в ведомстве.
По словам адвоката Филиппа Штивельберга, если раньше руководители компании при принятии решения о форме собственности бизнеса руководствовались разве что большей популярностью ОАО, то сейчас они подходят к этому вопросу более тщательно. Ведь АО предполагает, что компания занимает более серьезную долю рынка, имеет большие финансовые и кадровые ресурсы.
«Сейчас собственники бизнеса начинают понимать: если речь идет о небольшой доле рынка, то необходимости создавать акционерное общество нет», — отметил Ф. Штивельберг.
Адвокат призвал собственников бизнеса не торопиться образовывать АО и не надеяться на послабления — они не так уж велики и не смогут стать панацеей, отметил юрист.