«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Рвётся там, где стратегия хромает
Сезон аварий на сетях Свердловской теплоснабжающей компании (СТК), расположенной в Екатеринбурге, но на 100% дочернего и зависимого подразделения Территориальной генерирующей компании № 9 (ТГК), базирующейся в Перми и входящей, в свою очередь, в Комплексные энергетические системы (КЭС), штаб-квартира которых в подмосковном Красногорском районе, продолжается.
К экономической географии мы ещё вернёмся, а пока факты.
На этой неделе под фонтаны кипятка попал юго-запад города: во вторник — улица Волгоградская, в среду — Амундсена. Кроме того, что испорчено имущество, электрооборудование, повреждены автомобили etc — есть и пострадавшие, которым требуется лечение.
Аварийность на сетях СТК—ТГК последние годы традиционно большая, но в эту зиму она запредельная.
По оценке муниципальных властей, редкая неделя выдавалась без ЧП на трубах компании. И были не менее глобальные, чем на этой неделе, порывы на Цвиллинга—Фурманова, Машинной—Щорса; там тоже не обошлось без пострадавших. Да и сам пуск тепла осенью прошёл на теплосетях компании не без сбоев. Исполнительный директор СТК Сергей ЕФИМОВ вынужден был признать, что количество аварий в его хозяйстве чрезмерное, износ сетей порядка 60%, но сослался на недостаток средств «для масштабной, взрывной реконструкции».
Но жители Екатеринбурга в ежемесячных счетах за отопление и горячую воду видят вполне осязаемые для кошелька сотни и тысячи рублей.
А что касается реконструкционной стратегии в ТГК—КЭС, то для сравнения: на территории Екатеринбурга в муниципальном ведении 2 600 км теплосетей, и в соответствии с нормативом ежегодно ремонтируется не менее 100 км из них. А у СТС—ТГК трубопроводная сеть 400 км, но долгие годы компания ремонтировала едва ли по 4—6 км, и только прошлым летом чуть увеличили эти объёмы. Но всё равно, вместо 1,5—2 млрд. рублей, которые, по словам того же Ефимова, необходимы ежегодно, в 2010 году было затрачено на ремонт и реконструкцию лишь 800 млн.
Такими темпами ремонтировать — уже в скором времени Екатеринбург может окончательно получить статус Города гейзеров.
Однако согласитесь, откуда взять деньги — это заботы самих энергетиков. Вспомним, что мэрия, например, создала в своё время — когда восемь лет назад нерадивые собственники «сбросили» муниципалитету ветхие коммунальные теплосети на Уралмаше и Эльмаше — целую инвестиционную программу, и кроме вложения денег городской казны искали поддержки у государственного бюджета, брали кредиты. И за довольно короткое время проблему решили!
А частная структура КЭС—ТГК—СТК, вместо того чтобы инвестировать в реконструкцию доставшегося ей, по сути, даром (приватизацию по-российски назвать рыночной может только человек невменяемый) советского ещё трубопроводного коммунального комплекса, извлекает из него прибыль.
Вот только делает она это, исходя из изложенных фактов, не модернизацией хозяйства, а за счёт минимизации затрат на его реконструкцию и повышения тарифов.
Уже неоднократно звучали предложения отказаться от услуг ТГК—СТК, но сама эта структура прекрасно понимает своё монопольное положение на локальном рынке. Во всяком случае, из отчётов ТГК об экономической деятельности чётко улавливается мысль, что риски своей замены конкурентами компания оценивает как минимальные. Ещё бы: «64% рынка тепловой энергии» в коммунальном секторе города — её. Но в таком случае, думается, необходимо подключаться не только прокуратуре — аварии этой недели стали очередным поводом для её разбирательств, — но и антимонопольному ведомству.
В цивилизованных странах монополист, особенно на таком жизненно важном поприще, как ЖКХ, за ненадлежащее исполнение своих обязательств, да и просто за монопольное положение может быть расформирован, — а у нас слабо так сделать?
В КЭС, конечно, будут доказывать, что они не монополисты. В самом деле, холдинг ещё как раздроблён! Поясним, возвращаясь к экономической географии: в КЭС есть «дивизионы», которые объединяют различные ТГК (ТГК-9, например, в дивизионе «Генерация Урала» — вместе с ТГК-5); а от екатеринбургской СТК, «дочки» пермской ТГК-9, полномочия единоличного исполнительного органа общества переданы, судя по тем же квартальным отчётам ТГК, в головные КЭС. До ознакомления с документами, где вырисовывается эта схема, я, как и многие, полагал, что стучаться надо в Пермь, а выходит — и в подмосковный Красногорский район. А кого в Подмосковье волнуют Екатеринбург, Урал?
Думается, без вмешательства губернатора и представителей федеральной власти тут уже не обойтись.
Потому что под угрозу ставится и новое строительство, и ремонт дорог. Екатеринбург общепризнанный российский лидер в стройке жилья, и за счёт муниципальной казны прокладывает инженерные сети к будущим домам, а будут ли их исправно питать трубы СТК? У города есть инвестиционная программа реконструкции улиц — на этой неделе опубликован план-2011, — но порывы труб СТК могут испортить рельеф. Губернатор и власти Екатеринбурга бьются над реализацией программы по детским садикам — только на этой неделе в городе открыли сразу два садика! — но гарантирует ли КЭС—ТГК—СТК детишкам тепло в них?