Анатолий Гредин признался в склонности к авантюрам
Правительство Свердловской области весьма обнадеживающе начало новый 2011 год — с признания собственных ошибок и заблуждений. Накануне председатель областного кабинета министров Анатолий Гредин заявил журналистам, что считает идею возвести в Верхотурье нефтеперерабатывающий завод авантюрной. Экспертное сообщество аналогичным образом охарактеризовало проект уже давно, однако властям потребовались месяцы, чтобы дойти до этого самостоятельно.
Глава кабмина пояснил, что на данный момент у НПЗ нет инвесторов, которые хотели бы в него вложиться. Кроме того, подобный завод есть относительно недалеко, в Перми, и он надежно обеспечивает своей продукцией весь регион. К тому же идея строительства в Верхотурье нефтеперерабатывающего завода «не очень вяжется» с разворачивающейся программой по созданию там духовного центра Урала, признал Гредин.
В сложившихся условиях действия правительства многим кажутся как минимум нелогичными. Чуть более двух месяцев назад у проекта еще был инвестор; по крайней мере, об этом говорилось в октябре 2010 года во время очередной презентации программы возрождения НПЗ. Финансировать строительство должно было ОАО «ТрансКредитБанк». Соответствующее соглашение даже было официально подписано 26 октября. В банке признавали, что договор стал следствием другого соглашения — о сотрудничестве с правительством Свердловской области.
Кстати, планировалось, что ТКБ не просто обеспечит финансирование проекта, но и все попутные сервисы, вплоть до внедрения зарплатного проекта для работников НПЗ. Однако конкретная сумма транша не называлась.
Напомним, идея создания в Свердловской области собственного НПЗ была предложена предыдущим губернатором региона Эдуардом Росселем. Власти уже порядка 10 лет периодически проявляют активность в этом направлении, строя в отношении несуществующего НПЗ амбициозные планы. Например, предполагалось даже начать экспортировать продукцию предприятия за рубеж. По последним данным, всего на строительство завода, а также прилегающей инфраструктуры планировалось потратить $2,4 млрд.
Первоначально, в 2001 году, инвестором ВТНПЗ должна была выступить компания ТНК-ВР, она же и стала соучредителем ООО «Верхотурский НПЗ» вместе с ОАО «Уральская нефтяная компания» (51% акций — у ТНК-ВР, 49% — у УНК). Однако нефтяники своих обещаний не сдержали — в 2005 году были свернуты все геологоразведочные работы, и ТНК-ВР добровольно отказалась от лицензии. На год о проекте забыли, пока не появилась американская финансовая группа Alpha Insures Inc, согласившаяся стать инвестором. Тогда проект оценивался в $1,4 млрд. и был рассчитан на 3 года.
Однако и спустя 5 лет строительство так и не было начато. Возможно, вслед за ТНК-ВР в инвестиционной привлекательности проекта разочаровались и американцы. После этого у ВТНПЗ появилась неоднозначная репутация.
Опрашиваемые УрБК эксперты изначально оценивали идею строительства НПЗ в Верхотурье скептически, ссылаясь на уже сложившийся консервативный сырьевой рынок и непонятные перспективы сбыта.
К тому же тех нефтеперерабатывающих заводов, которые есть вблизи Свердловской области, вполне достаточно.
Затея с НПЗ — далеко не единственный странный ход областных властей. Очередным промахом свердловского правительства может стать идея строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали до Москвы. Этот проект наблюдатели называют неадекватным с точки зрения финансовых затрат и ожиданий его скорой реализации.
Затраты на дорогу протяженностью 2,5 тыс. км запланированы в объеме 2,5 трлн. рублей. Для сравнения: строительство ВСМ от Москвы до Санкт-Петербурга, протяженность которой составляет 660 км, оценено «всего» в 350 млрд. рублей. Даже несмотря на то, что ветка Москва — Санкт-Петербург короче, стоимость строительства нашей ВСМ явно несоизмеримо высока. К тому же навряд ли приоритет при финансировании проекта будет отдан ветке, соединяющей Москву с Екатеринбургом. Можно предположить, что в первую очередь денежные транши будут направлены на строительство новой дороги до Северной столицы, а в регион — в лучшем случае по остаточному принципу.
Еще один красивый, но невнятный проект — развитие региональной авиации. Там вопросов пока вообще больше, чем ответов.
Впрочем, судя по опыту с ВТНПЗ, от любой из презентованных идей в любой момент не поздно отказаться. Тем более что все они действительно выглядят весьма авантюрно. Вот только на инвестиционном реноме области с таким подходом, скорее всего, придется поставить крест.