Администрация Свердловской области предпочитает собственным идеям наследство предыдущей власти. Очередная нереализованная идея экс-губернатора Эдуарда Росселя получила продолжение: вновь объявлен возрожденным проект по строительству нефтеперерабатывающего завода в Верхотурье. Презентация проекта сегодня началась со скандала: приглашенные журналисты на встречу пришли, а вот руководители правительства и директор завода — нет.
Проект-2010 оказывается тем же, что и в 2001 году, но с другими затратами, спонсорами и экономическими обоснованиями. Теперь главным инвестором строительства Верхотурского НПЗ выступает ОАО «ТрансКредитБанк». Соответствующее соглашение между кредитной организацией и будущим заводом было подписано сегодня без лишней шумихи. В банке на комментарии сегодня были скупы, но признали, что договор стал следствием другого соглашения — о сотрудничестве с правительством Свердловской области.
Планируется, что ТКБ не просто обеспечит финансирование проекта, но и все попутные сервисы, вплоть до внедрения зарплатного проекта для работников НПЗ. Суммы, с которыми готов расстаться банк, не называются.
Известны лишь общие цифры. Всего на строительство предприятия, а также прилегающей инфраструктуры планируется потратить $2,4 млрд., из них $1,6 млрд. — в первые 5 лет. Взамен генеральный директор Верхотурского нефтеперерабатывающего завода (ВТНПЗ) Анатолий Мосеев обещает перерабатывать по 3 млн. тонн нефти и 3 млрд. кубометров газа в год, обеспечить занятость населения Верхотурья и создать социальную инфраструктуру.
В перспективе власти и инвесторы надеются, что завод даже начнет экспортировать свою продукцию за рубеж под брендом «Свердловская область». Расположение предприятия в самом центре страны, вдали от границ и морских портов, похоже, никого не смущает.
Эксперты оценивают проект откровенно скептически. И дело даже не в том, что идея Верхотурского НПЗ озвучивается региональным правительством с периодичностью раз в пять лет. Главная проблема нового предприятия — уже сложившийся консервативный сырьевой рынок и непонятные перспективы сбыта.
«Даже на построенный завод никто не будет поставлять нефть. Поставщики предпочтут проверенных партнеров. Помимо этого, прежде чем принимать решение о строительстве, нужно дождаться пересмотра налоговой политики. Если до сегодняшнего дня государство стимулировало именно нефтепереработку за счет пошлин и акцизов на вывоз моторного топлива, то теперь, возможно, будет стимулироваться нефтедобыча. От решения этого вопроса будет зависеть рентабельность проекта», — считает финансовый аналитик Константин Селянин.
Возможно, именно налоговая политика федерального правительства и стала причиной появления проекта по строительству на севере Свердловской области НПЗ. Но главным аргументом «за» было наличие в 7 км от стройплощадки нефтепровода (Сургут — Полоцк, Холмогоры — Клин), принадлежащего сейчас ОАО «Сибнефтепровод».
Первоначально, в 2001 году, инвестором ВТНПЗ должна была выступить компания ТНК-ВР, она же и стала соучредителем ООО «Верхотурский НПЗ» вместе с ОАО «Уральская нефтяная компания» (51% акций — у ТНК-ВР, 49% — у УНК). Однако нефтяники своих обещаний не сдержали, в 2005 году были свернуты все геологоразведочные работы, и ТНК-ВР добровольно отказалась от лицензии. На год о проекте забыли, пока не появилась американская финансовая группа Alpha Insures Inc, согласившаяся стать инвестором. Тогда проект оценивался в $1,4 млрд. и был рассчитан на 3 года.
Однако даже спустя 5 лет строительство так и не было начато. Возможно, вслед за ТНК-ВР в инвестиционной привлекательности проекта разочаровались и американцы. После этого у ВТНПЗ появилась неоднозначная репутация.
Над упорством свердловчан по-доброму посмеиваются соседи. В ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», узнав от УрБК об очередной реинкарнации проекта, заявили: «Опять? Вы же его 5 лет назад строили. Мы даже принимали участие в совещаниях у вашего губернатора по этому поводу».
Финансовые аналитики также недоумевают по поводу позиции областного правительства, не обращающего внимания на последовательный уход двух предыдущих инвесторов.
«Есть мощности у «ЛУКОЙЛа» недалеко от Перми, есть свои заводы и у других нефтедобывающих компаний. Дефицита моторного топлива на рынке нет, и в ближайшее время он вряд ли появится. Существующие мощности покрывают потребности страны несмотря на то, что новые предприятия не строились еще с советских времен», — напоминает Константин Селянин.
Впрочем, у властей и инвесторов еще есть время передумать, ведь даже примерных сроков реализации задуманного власти не называют. Да и сочетается ли проект производства автомобильного топлива с намерением создать в Верхотурье туристический центр — вопрос весьма спорный.
Анна Шабалина