Председатель Совета директоров ОАО «МДМ Банк» Олег Вьюгин ответил на вопросы екатеринбургских журналистов— Олег Вячеславович, каковы основные итоги работы банка в 2010 году?— В 2010 году банк обеспечил устойчивую структуру баланса, прибыль, необходимую для покрытия резервами долгов неплатежеспособных заемщиков. В целом объем проблемного долга был снижен, портфель кредитов вырос на 5%, начался переход на новую модель розничного и корпоративного бизнеса. Банк занимал осторожную позицию, задачи наращивать портфель любой ценой не было.
Банк ушел от ситуации, когда соотношение депозитов и кредитов было 150%. К настоящему моменту серьезно изменилась структура баланса, и сейчас соотношение депозитов к кредитам составляет 111%. Иными словами, кредиты в основном обеспечены депозитами.
Еще одной важной задачей в уходящем году стало снижение уровня NPL. Мы снизили объем проблемного долга в абсолютном выражении без использования схем по переброске активов и плохих долгов на дочерние компании. В следующем году нам предстоит решить эту проблему окончательно.
— Как будет развиваться банк в 2011 году?— Мы сторонники развития бизнеса на принципе долгосрочной устойчивости к разного рода системным кризисам. В банковском бизнесе сложно придумать ноу-хау. Все, что ты делаешь, уже кто-то когда-то делал, — вопрос в том, чтобы делать это лучше.
Постепенно офисы банка перейдут на работу по принципу мини-банка: будет идти постепенная децентрализация, передача полномочий из центра на места. Кроме того, банк намерен продолжать развитие бизнеса преимущественно в тех регионах, где уже имеем сильные позиции, то есть на «домашних» рынках. И последнее — развиваться планируем в соответствии с принципами ориентированной на клиента модели, то есть выстраивать долгосрочные отношения как с розничными, так и с корпоративными клиентами.
— Как эта стратегия реализуется на примере Свердловской области?— Для нас Свердловская область — «домашний» рынок, где у нас уже неплохая доля. Поскольку хорошая позиция уже есть и экономически район сильный, перспективный, очевидно, что сюда нужно инвестировать и наращивать здесь свое присутствие. Два офиса банка прошли обучение и работают в режиме пилотного проекта.
Мы хотели бы увеличить свою долю с 5 до 20 процентов. Возможно, это выглядит амбициозно, так как конкуренция в банковском секторе очень сильна. Вместе с тем мы ставим такую задачу. Получится меньше — ничего страшного.
— Планирует ли банк в 2011 году выходить на рынок внешних заимствований? — Пока нет. До конца года банк, возможно, разместит рублевый заем. Сумма транша составит порядка 5 млрд. рублей.
— Будет ли МДМ Банк продавать корпоративные кредиты другим банкам? — Я этого не исключаю, поскольку мы стараемся концентрироваться на стратегических для нас отраслях.
— Можете ли вы озвучить прогнозы относительно роста финансовых показателей в 2011 году? — В нынешней экономической ситуации, которая пока не является однозначно предсказуемой и устойчивой, главное — динамика. Философия такова, что банк должен показывать позитивную динамику каждый отчетный период, чтобы финансовый результат от квартала к кварталу улучшался.
— А в отношении чистой прибыли есть какие-то прогнозы?— Есть некое ожидание, которое не является планом: мы хотели бы, чтобы рентабельность капитала с учетом инфляции, которая ожидается на уровне 8%, была 12–13%.
— Какие инструменты банк намерен использовать для достижения позитивной динамики?— Наше видение будущего банка достаточно традиционное. Это банк, развивающий розничный и корпоративный бизнес примерно в одинаковой пропорции.
В рознице акцент будет сделан на трех видах кредитования: потребительские кредиты, предоставляемые на основе изучения платежеспособности домохозяйств, автокредиты, ипотека. Кроме того, кредитные карты, расчетное обслуживание, сложные продукты.
В части корпоративного бизнеса мы нацелены на диверсификацию портфеля по размеру клиентов: мы работаем с теми компаниями, которые не несут больших рисков, не ставят под угрозу свой капитал и капитал банка. Кроме того, мы определили приоритетные для кредитования отрасли.
— И какие отрасли приоритетны?— Мы активно работаем в продуктовой рознице — это очень устойчивая отрасль. К тому же она достаточно перспективна, особенно на уровне регионов.
Интересно для нас инфраструктурное строительство. Потребность в инфраструктурном строительстве очень высока, она будет долго существовать и хорошо финансироваться.
Это далеко не полный перечень отраслей.
— Разделяете ли вы мнение Петра Авена, Германа Грефа и других экспертов о второй волне кризиса?— Заключение Петра Авена построено в большей степени на анализе политических процессов в обществе, которые могут оказать воздействие на экономику: он оценивает систему управления страной как не очень эффективную. Этого отрицать нельзя, однако пока серьезных провалов в экономике я не ожидаю.
К сожалению, такого бурного роста в российской экономике, как это было до кризиса, уже не будет. Не будет большого притока капитала, который питал активный рост, в том числе банковского сектора. Наша страна проиграла мировую битву за частного инвестора.
Вероятность «второго дна» резко снизилась. До тех пор пока США будут активно стимулировать экономику, в мире мы будем иметь стагнацию или слабый рост, но не вторичный спад. Каковы долгосрочные последствия — другой вопрос. Они могут быть очень разными, они невычисляемы. Но ближайший год будет идти под знаком слабого роста и достаточно жесткой конкуренции за капитал и инвестиции.