Алексей Бадаев: Мы можем поддержать только отдельные культурные проекты
На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил министр культуры и туризма Свердловской области Алексей Бадаев
— Алексей Феликсович, вы фактически год возглавляете министерство культуры и туризма. Как вы считаете, что вам удалось сделать за этот период, были ли какие-то реформы, инициативы? Что бы вы выделили в качестве главного в деятельности ведомства за этот период?
— Действительно, по прошествии года принято подводить итоги. Для меня он стал временем систематизации. Нужно было разложить по полочкам работу моего ведомства, понять, как функционируют вместе культура и туризм.
В ходе этой работы мы попытались выработать утраченный в кризис некий системный подход, отказаться от практики затыкания дыр, когда единственной задачей ведомства была поддержка сферы культуры на плаву. Также мы выявили первоочередные задачи министерства.
У нас получилось закончить проекты, замороженные в связи с кризисом, прежде всего — ремонтные. Определены планы на следующий год. В 2011 году у нас планируется значительное — в два раза — увеличение финансирования. Это связано с единым социальным налогом, с повышением зарплат, ну и, самое главное, с тем, что принята программа развития культуры. Мы сможем наконец-то запустить в следующем году малую сцену Театра музыкальной комедии, завершить основной этап работ по Детской филармонии. Мы сможем сделать нормальную площадку Дворца народного творчества, он полностью ставится на капитальный ремонт. Также мы сможем закончить работы в библиотеке Белинского. И выполнить еще целый ряд задач.
Помимо этого, мы попытались посмотреть, как работать с учреждениями культуры в связи с Федеральным законом № 83-ФЗ, который вводит новые организационно-правовые формы учреждений. Мы внимательно изучали, где какой переход мы можем осуществить, а где это нецелесообразно. Был проведен достаточно серьезный анализ тех «автономок», которые у нас есть: Филармонии, Музкомедии, Дворца народного творчества. И стало понятно, что кроме плюсов в этом переходе, которого так опасались, нет ничего. Поэтому завершается подготовительный этап перехода на новую схему работы Театра драмы, начаты работы по переходу Театра эстрады, Уральского хора в автономное управление. Свердловская государственная детская филармония тоже перейдет туда, но когда будут полностью завершены реконструкции их зданий, так как при такой системе это необходимое условие.
Мы провели серьезную работу с творческими союзами, поняли, как мы можем поддержать Союз театральных деятелей, Союз художников, Союз писателей. В наших возможностях оказалось помочь с арендной ставкой, с закрепленными за ними площадями. Помимо всей этой постоянной работы, мы договорились о поддержке союзов через поддержку их проектов. Союз писателей будет делать большой семинар для молодых писателей, Союз художников планирует — и я думаю, что мы сможем его поддержать, — весной российскую выставку театральных художников, что, на мой взгляд, мощно прозвучит. То же самое будет сделано по всем направлениям. Это постоянная плановая работа, в ходе которой мы корректируем свои взгляды на будущее.
— Какие еще проекты реализует министерство культуры?
— В течение года мы серьезно работали с Общественной палатой. Обсуждали с Сергеем Бобунцом, каким образом мы должны способствовать развитию сферы культуры. В результате родилась совместная идея, связанная с систематизацией. Мы сначала должны понять, какими ресурсами обладаем, для того чтобы в результате анализа двигаться в нужном направлении. Прежде всего, мы поняли, что эта систематизация нам просто так не дастся. Мы не сможем самостоятельно выявить каких-то авторов, художников, музыкантов, нуждающихся в поддержке. Их у нас совершенно безумное количество. Очень много коллективов полупрофессиональных, коллективов любительских, но, тем не менее, эти коллективы важны. В начале года я давал задание попытаться выстроить некий сборник этих ресурсов по всему региону. Потом я понял, что мы завязли в этой работе. А ведь помощь им действительно нужна. Возьмем, к примеру, фестиваль «Театрэш». Организацией его занимается достаточно серьезная команда, и уже есть положительные результаты.
В результате мы решили для этой работы использовать новые, нетрадиционные методы. Мы сейчас дорабатываем концепцию создания интернет-портала, призванного содействовать развитию культуры в регионе. Сначала он планировался как молодежный сайт, но сейчас стало понятно, что его нужно делать по принципу социальной сети.
Каждый желающий сможет создать там свою страничку. Например, человек пишет тексты, а выехать куда-то, на какой-то фестиваль, у него возможности нет. А на его личной страничке пользователи смогут оценить его творчество. Там будет выстроен некий рейтинг заходов на страничку. Так как очень сложно собрать некое экспертное сообщество по всем направлениям, решение посетителей будет для нас объективным критерием интереса к тому или иному проекту. Как результат мы получим систему выделения лучших авторов и исполнителей, которых и нужно поддержать. Это будет портал-фестиваль. По результатам голосования в конце года — возможно, на разных площадках, в разных направлениях искусств — можно будет провести настоящий фестиваль, на котором будут представлены лучшие проекты портала.
Такой подход к оценке мне представляется правильным, потому что известно, что очень сложно в сфере искусства говорить о каких-то экспертных оценках. С одной стороны, современное искусство делает ставку на экспертное сообщество. Действительно, эксперты выделяют, что является искусством, а что нет, навязывая всем свое мнение. С другой стороны, в искусстве вообще нет какого-то единого критерия. Один спектакль, который понравился всем специалистам, тут же в Сети обматерят, как у нас принято. А что-то, что получило негативную оценку экспертов, может быть, наоборот, будет поддержано сообществом. Для примера я беру как раз зрелищное мероприятие, потому что это наиболее объективный показатель: половина людей выйдет, другая половина будет кричать «Браво!». Поэтому важно здесь понять, выстроить определенные критерии.
— Какова общая структура бюджета министерства на будущий год? На что будут направлены деньги?
— В этом году более 80% средств мы направили исключительно на зарплату и коммунальные расходы. В будущем году основные статьи расходов останутся те же. Во-первых, повышается стоимость содержания зданий и увеличиваются зарплаты. Предусматривается увеличение расходов на проведение капитальных ремонтов, информационного обслуживания, которые мы пытаемся аккумулировать на уровне министерства. Также увеличивается количество мероприятий. Мы пытались идти по разным направлениям: с одной стороны, не забыть о поддержке всех тех фестивалей, которые себя уже зарекомендовали; с другой стороны, мы не оставляем попыток создавать новые проекты совместно с нашими местными менеджерами, создателями фестивалей, художниками и другими специалистами.
Также мы согласились на два предложения от москвичей. Акция «Светлое прошлое», которая прошла у нас недавно, понравилась всем. Все согласились, что это правильная идея — привечать выходцев из Свердловской области, добившихся многого и способных помочь своим землякам. Как оказалось, это действительно так. Если такие люди, как Наина Ельцина, Дмитрий Пумпянский, никуда и не уходили и постоянно помогают области, то актер Владимир Гостюхин, который давно уже «оторвался» отсюда (никто и не помнит, что он из Свердловской области), приехал спустя долгие годы. Побывав тут, он сказал, что готов возглавить попечительский совет по возрождению ДК Свердлова, потому что он там когда-то занимался. Он может приехать сюда на гастроли, помогать, поддерживать. Это некая честь для него и напоминание о том, что он может еще оказаться полезен своей родине.
Фестиваль, который идет сейчас, — «В кругу семьи» — мы анализируем. Что там происходит, какова наполняемость, где удачи, где неудачи. Что-то уже, в общем-то, видно: есть какие-то проколы, видно и много положительных сторон, поэтому губернатором принято решение в следующем году вновь проводить этот фестиваль в Екатеринбурге. Но само мероприятие претерпит существенные изменения.
Также здесь важна и благотворительная составляющая: поддержка детских домов, домов престарелых и так далее.
— В Екатеринбурге существует мнение, что довольно самобытный фестиваль «Коляда-Plays» имеет все шансы стать знаковым событием для Урала. Но без серьезных инвестиций фестиваль не сможет выйти на новый уровень. Планируется ли со стороны государства оказать помощь этому мероприятию?
— Николай Владимирович прибедняется, наше министерство всегда оказывало ему помощь. Как была поддержка, так она и есть. И опять же полмиллиона ему запланировано в будущем году.
— Согласно данным исследований, его бюджет должен составлять не менее 15–20 миллионов рублей. Скажите, реально ли Свердловской области собрать для фестиваля такую сумму?
— В бюджете фестиваля «Коляда-Plays» несколько составляющих. Это и поддержка программы «Культура России» из федерального бюджета, и грант Союза театральных деятелей, и областное финансирование. Областная составляющая может увеличиваться только при каком-то реальном предложении. Не стоит забывать, что это частный театр, который всячески поддерживается, но никто за Николая Владимировича этот фестиваль делать не будет, да и не сможет. Мы можем только помочь, поддержать. Для более серьезных государственных вливаний необходима более внятная концепция, хотелось бы понять, что мы можем там представить. Я прекрасно помню первый фестиваль «Коляда-Plays», это одно из лучших воспоминаний моей студенческой поры. На этом фестивале был представлен Театр Маяковского, Театр им. Моссовета, Театр Виктюка, театр «Современник» и так далее, потому что тогда была эпоха Коляды. Он был поставлен везде. И это было действительно очень интересно.
Если мы проанализируем сейчас репертуар московских и питерских театров, то Коляды там нет. Он есть в «Современнике», еще в ряде каких-то небольших театров. Чтобы сделать фестиваль мирового уровня, чтобы туда приезжали из-за рубежа, чтобы это стало главной фишкой Свердловской области, — нужно найти для него какое-то наполнение. Николай Владимирович опять сейчас меня обматерит в ЖЖ, скажет, что я ничего не понимаю, хотя всегда он считал по-другому при общении со мной. Но, видимо, чиновник является красной тряпкой — когда становишься чиновником, сразу получаешь что надо и что не надо.
На самом деле, если реально посмотреть на эти вещи, то мы разговаривали с учениками Николая Коляды, с тем же Олегом Анатольевичем Богаевым. С одной стороны, можно набрать нужное наполнение, тот же Богаев идет сейчас больше, чем Коляда, он больше представлен в московских и питерских театрах. Но какого уровня эти спектакли, как их ставят? То же «Марьино поле» (одна из премьер годовалой давности) — как оно поставлено в театре «На Литейном»? Стоит ли везти этот спектакль на фестиваль? Это тоже вопрос, потому что сейчас, как я понимаю, Николай Владимирович везет всё. Всё собирает. Мне рассказывают артисты, мои выпускники из одного театра, что в последний момент им директор театра говорит: что-то поставить немедленно по пьесе кого-то из учеников Коляды, тогда театр возьмут на фестиваль «Коляда-Plays». И моментально ставятся спектакли, и видно, что они сляпаны наспех.
Этот фестиваль живет своей жизнью, его уровень сейчас не самый знаковый для области. Это уровень такого не совсем андеграундного театра, но театра отнюдь не первой величины, и соперничать с таким фестивалем, как «Реальный театр», «Коляда-Plays» пока не может. Поэтому, если внятно будет сказано, что есть конкретные составляющие, что организаторы готовы на следующий год распланировать расходы и заявить, что он будет иметь какие-то более серьезные отклики и огласку, — пожалуйста, мы только «за». Я всегда говорил, что Николай Коляда — это тот человек, которым Свердловская область должна гордиться.
— Предлагаю обратиться к теме другого свердловского театра. Не могли бы вы прокомментировать такую точку зрения, что Театр эстрады с приходом Александра Новикова превратился в площадку для гастролей, практически перестав быть репертуарным театром, на что надеялась общественность? Каково ваше мнение по этому вопросу?
— Откуда вы знаете, на что надеялась общественность?
— Я поясню. Мы достаточно серьезно мониторим эту тему, смотрим отклики в блогосфере, в СМИ. Подавляющее большинство сходится во мнении, что сейчас там нет репертуарного театра.
— Что касается репертуарного театра, то можно зайти на обновленный сайт Театра эстрады, где у них опубликован репертуар на месяцы вперед. Можно посмотреть и посчитать. Порядка 60–70% — это репертуар Театра эстрады. Там серьезным образом начала развиваться гастрольная деятельность по области. Они ездят в самые разные города, график этих поездок расписан на несколько месяцев вперед. Также серьезно пропиариваются коллективы театра, делаются их сольники; и «Солнцеворот», и «Русские певчие», и Леонид Элькин, и Топорков — в общем, всем, кто там есть, выделяется зал, возможность для пиара. Там серьезные проекты для детского коллектива, есть проекты ряда фестивалей, в том числе идет подготовка к джазовому. Александр Васильевич неоднократно заявлял, что джаз ему интересен, часть поклонников джазовой музыки всегда была вокруг Театра эстрады, и ни в коем случае это направление он бросать не собирается.
Что касается развития екатеринбургского Театра эстрады, я уже говорил, что был удивлен, когда поговорил с Михаилом Вячеславовичем Софроновым — он был начальником управления культуры на тот момент, когда здание перестало быть Домом просвещения и стало театром. Он сказал, что когда здание передавали в нашу сферу, то никакой идеи о том, что там будут свои коллективы, не было. Это должна была быть областная прокатная площадка. На самом деле финансовые возможности жителей города и области позволяют привозить сюда достаточно большое количество коллективов. Мы постоянно проводим опросы по поводу удовлетворенности жителей Екатеринбурга услугами культуры. Результаты опросов показывают, что это предложение должно быть больше. Казалось бы, каждый день есть несколько мероприятий приезжих артистов, но этого не хватает, поэтому Театр эстрады должен был быть именно такой прокатной площадкой.
Я не сторонник принципа, что свой плохой продукт лучше чужого хорошего. Предыдущий Театр эстрады в плане драматического искусства, например, был очень плохим продуктом, поэтому поднимать такой коллектив не было никакой необходимости. И поэтому нынешний театр расставляет свои приоритеты, он должен зарабатывать деньги. Вы видите, что все сделанное сейчас делается не из бюджета. Изменения внешнего вида, изменения имиджевой политики производятся за деньги, которые смогла заработать новая команда, вложив их в развитие театра. Они вынуждены зарабатывать для того, чтобы те коллективы, которые есть в театре, существовали достойно. Поэтому эта программа руководства, на мой взгляд, совершенно правильная.
— В Екатеринбурге сегодня существует многочисленное сообщество фотографов и любителей фотографии. Но при этом нет постоянной площадки, где фотографы могут периодически выставляться. Исключение составляет Дом Метенкова, но там работают в основном с концепцией привозной фотографии. Министерство отслеживает эту ситуацию, предпринимает меры по развитию фотографического искусства?
— Вы знаете, площадки можно множить в огромных количествах, и сразу же получается серьезнейшая нагрузка для бюджета. Потому что площадку нужно содержать, нужен штат сотрудников. Поэтому, честно говоря, я пока не задумывался над этим вопросом, да и над всем, что касается фотографии. Мне казалось, что есть у нас этот замечательный Дом Метенкова. Не так давно мы с федеральным замминистра заходили, смотрели экспозицию, разговаривали.
Но если такая проблема существует, может быть, стоит задуматься. У нас есть в планах на будущее создание некоего мультикультурного центра, в котором могут проходить выставки и показы каких-то серьезных театральных, концертных программ. Он должен получиться наподобие Центра Помпиду. И там выставочное пространство будет отдано как раз под выставки художников, фотографов.
Конечно, такого центра нам не хватает. У нас есть предложения от собственных менеджеров в сфере культуры, существующих давно и зарекомендовавших себя в Екатеринбурге, есть предложения от государственного Центра современного искусства, который давно имеет свой филиал здесь, мы его поддерживаем. Сейчас прорабатываются вопросы помощи. В этом году мы организационно и информационно поддерживали биеннале, в следующем году у нас уже заложена финансовая поддержка ряда промежуточных проектов Центра современного искусства, ведутся работы по поиску площадей, зданий. Конечно, там будут в основном федеральные деньги, во всяком случае, нам так обещает федеральное министерство.
Если нам удастся создать еще один такой мультикультурный центр, то это будет здоровая конкуренция и будет создаваться культурная среда.
И это очень важно, потому что я пока нахожусь на некоем нулевом уровне понимания современного искусства. И когда мы говорили с директором Центра современного искусства, я спросил, как мне подходить к этому, — может быть, нужно почитать какие-то основные книги? Я спросил его, как вообще понять современное искусство. Он сказал, что здесь есть только один ход — необходима «насмотренность». Нужно в это погрузиться, нужно это узнавать. Но для того, чтобы была возможность это узнавать, необходима среда. Биеннале раз в два года — это хорошо, но это не создает среды. Вот где у нас сейчас современное искусство? Его не так много, какие-то разовые проекты осуществляют частные галереи, музеи государственные и муниципальные. Поэтому мы сейчас заканчиваем все ранее начатые проекты: ремонты, реконструкции и все остальное. По их окончании мы сможем сконцентрироваться на том, что нам жизненно необходимо здесь: это мультикультурный центр, это несколько концертных залов и создание театра для Николая Коляды.
Впрочем, об этом еще нужно очень серьезно подумать. Когда меня спрашивают, почему бы не отдать Коляде Театр драмы, я отвечаю: мое четкое убеждение, что он не соберет большой зал. У него есть своя публика. Если он собирает, выезжая в Москву, одноразово театр «Современник», это не значит, что туда будут ходить на него каждый вечер. Все-таки определенная часть публики любит эти спектакли. Поэтому очень важно понять формат этого зала.
Уже сейчас понятно, что в планируемом мультикультурном центре должно быть несколько залов — по образу и подобию театра Мейерхольда или театра «На Страстном». Какой-то зал-трансформер на несколько сотен человек, малый зал для тех читок, которые сейчас проводят.
— То есть по поручению губернатора Свердловской области проблема с отсутствием здания для Николая Коляды решается?
— Естественно, все запущено, процесс идет. Проблема вышла на поверхность в связи с собранием блогеров. На самом деле этот вопрос мы обсуждали еще в начале года с губернатором. Тогда он сказал, что нужно обязательно посмотреть здание, мы совместно с МУГИСО искали, запрашивали Коляда-театр, что же они все-таки хотят. Стало понятно, что то, что есть, не подходит. Просто отдать им очередной памятник культуры, чтобы они там находились, — зачем менять шило на мыло? А переезжают ли они из подвала в этот замечательный особнячок свой, еще переедут в какой-то чуть больше — это тупиковое развитие. Здесь уже нужно четко запланировать, выделить какой-то кусок земли. Мы планируем на следующий год проект, потом — строительство здания театра.
— Давайте вернемся к фотосообществу. Если допустить, что оно самоорганизуется и выступит с инициативой создания Дома фотографии, не требуя помещения, а обратившись к министерству за поддержкой, есть шанс на взаимодействие?
— Конечно. На меня периодически выходят мои знакомые, сообщая, что есть идеи, но люди не могут к нам прорваться. Я их спрашиваю, пытались ли люди это сделать, слышу ответ — «нет». На самом деле мы открыты, очереди нет, я веду прием граждан. Если мы видим, что дело хорошее, мы пытаемся всячески помочь.
— В Екатеринбурге существует около 30 коллективов, которые формируют культурное пространство города и области в своей нише. У них существует одна общая проблема — арендная плата. Та же самая «Шарманка», как и ряд других театров, не могут выкупить в собственность помещения, много средств уходит на ремонт, на аренду и на прочие расходы. Мы выяснили, что общая сумма, собранная за аренду со всех коллективов, составляет приблизительно 30 миллионов рублей в год. Можно ли рассчитывать, что министерство поможет изыскать эти средства и выстроить новые экономические отношения с театрами?
— Я думаю, что это невозможно. Это изначально неправильно. Театры плачутся, что денег нет, но, на самом деле, раз они существуют — значит, они находят возможность для этого. Что касается мультикультурного центра, то там планируется открытая площадка, где как раз и могут быть представлены все эти частные театры. И вот там, на базе этого центра, возможны какие-то договоренности, какие-то скидки. Вот так мы работать можем, с одной площадкой.
Мы можем поддерживать какие-то отдельные проекты. А так вы предлагаете государству платить арендную плату за частные предприятия.
— Но ведь тут речь идет о некоей справедливости. Государство в эпоху кризиса помогает проблемным предприятиям, социально незащищенным гражданам, важнейшим социальным проектам. Почему в бюджете нет средств на покупку билетов в театр для малоимущих с параллельной целью поддержать театр?
— Государственные театры предполагают поддержку малоимущих. Почему мы должны делать это через частные театры, мне не совсем понятно. Я уже много лет участвую в работе секции критики Союза театральных деятелей, и для меня всегда вопрос, сколько всего этих частных театров. У нас есть Коляда-театр, у нас есть «Театрон», о котором я уже давно ничего не слышал, у нас есть «Волхонка», «Шарманка», есть Открытый Студенческий театр, как раз сейчас лишившийся площадки, и еще много разных коллективов.
— Но ведь существуют же альтернативные способы поддержки, гранты, которые театрам можно потом потратить на ту же аренду?
— Когда мы закончим все то, что начали в «хлебные» годы, выполним первоочередные задачи, то обязательно перейдем к разработке грантовой системы. В планах она присутствует. Сейчас я предлагаю всем другую схему: поддержать какое-то конкретное событие. То есть деньги мы даем ни в коем случае не на арендную плату, а на проведение какого-то конкретного события, фестиваля. Таким образом, мы стараемся поддерживать какие-то важные, на наш взгляд, проекты.
В дальнейшем я считаю абсолютно правильным перекладывание части экспертной ответственности на некое сообщество. Сейчас я не вижу таких экспертных сообществ за исключением творческих союзов, мы пытаемся сформировать его на базе Общественной палаты. Ведь всё отдавать творческим союзам не имеет смысла: всем известно, что там внутри происходит. На самом деле было бы совершенно верно определенную сумму на какие-то гранты планировать с тем, чтобы она переходила от одного коллектива к другому, чтобы там могли участвовать и муниципальные, и частные театры. Я думаю, что мы будем двигаться в этом направлении.