«Уральский рабочий» и Евгений Коновалов: Демидовские миллионы
Станет ли Невьянск столицей уральского туризма?
По идее Невьянску исторически уготованы лавры туристического центра, достопримечательности демидовских времен сулят городу славу и деньги, которые можно заработать на приеме гостей.
В жизни пока все гораздо скромнее: у городских ворот не выстраиваются очереди, а те туристы, что приезжают посмотреть на главную изюминку — наклонную башню, надолго здесь не задерживаются. За счет их восторженных откликов о Невьянске умножаются только иллюзии руководителей, а не местный бюджет. Вкладывать в развитие туризма из городской казны нечего, инвесторы не особо верят, что в Невьянске сработает общеизвестная формула: каждый рубль, потраченный на развитие туризма, обернется четырьмя рублями прибыли.
И вот — обнадеживающая весть. В конце этого года Невьянск вошел в число четырех городов Свердловской области, которые получат средства из областного бюджета в рамках целевой программы. В ближайшие 5 лет Невьянскому городскому округу выделят на развитие туризма 250 миллионов рублей.
По словам первого заместителя главы округа Светланы Казанцевой, решающую роль, скорее всего, сыграло понимание местными властями стратегической важности отрасли. В штат администрации принят новый специалист — советник главы, который будет вплотную заниматься новыми направлениями, прежде всего туризмом, работать с областными ведомствами, искать и приглашать инвесторов. Еще немаловажно то, что Невьянск находится близко от областного центра, до столицы демидовского края легко добраться из соседних регионов..
Областная программа учитывает главный принцип наших дней — государственно-частное финансирование. Предполагается такой расклад: 30% — бюджетные средства, 70% — частные инвестиции. Хотя в невьянском случае он не всегда возможен. Например, при восстановлении исторического комплекса по соседству с башней, на территории старого невьянского завода. Местные власти хотят воссоздать демидовские господские хоромы, набережную возле Нейвы, разместить макеты старых кузниц и заводских цехов с домнами, чтобы все желающие могли увидеть, как добывали и ковали металл в старину. Восстановив этот комплекс, много не заработаешь, так что вряд ли удастся найти общий язык с инвесторами на условиях финансирования 30 к 70-ти. Нужно доказывать, что государство в этот проект должно сделать более весомый вклад. Это вопрос сохранения памятников.
Кстати, многие владельцы заводской недвижимости, едва прослышав про казенные миллионы, уже оживились. В администрацию поступают предложения выкупить пустующие объекты за баснословные деньги. Городские власти равнодушны к спекулянтам, как и к тем проектным и строительным организациям, которые восстанавливали исторический комплекс в прежние годы. За все работы запрашивались слишком большие суммы — под благим предлогом особо приближенные строители и проектанты попросту набивали карманы.
Курс — на село
Частные инвестиции будут привлечены в основном для развития сельского туризма. Разработано четыре таких проекта, и на три из них уже найдены «соучастники». В селе Нижние Таволги, знаменитом своим гончарным ремеслом, начнется строительство сельских гостевых домов и велодрома для любителей экстремального катания. В окрестностях поселка Калиново будут проложены детские туристические маршруты, оборудован скалодром на Семи Братьях. Рядом с поселком Ребристый, на территории бывшего детского лагеря, скоро появится клубная деревня Шустовка. Она родом из нового времени, из популярного ныне конгрессного туризма. Чтобы участники крупных семинаров, корпоративных мероприятий не парились в духоте мегаполисов, им будут открыты двери в загородный центр, где не меньше комфорта, но свежий воздух и природа. Желающих вложить деньги в эти три проекта мэрия уже нашла. Еще одно сельское направление — озеро Аятское — пока ждет соинвесторов, тех, кто будет создавать здесь условия для приема охотников и рыболовов.
— Сразу подчеркну, что главная задача администрации города — создать благоприятные условия для бизнеса, — уверяет Светлана Борисовна. — Недавно я участвовала в большом форуме с представителями крупного бизнеса. Так вот, один из них объяснил, чем руководствовался при выборе региона для размещения новой производственной площадки. «В Башкирии лучше целуют!» — вот что важно бизнесменам. Их нужно тепло встречать, а не пугать бюрократическими препонами. В селах мы должны спроектировать земельные участки под инвестиционные площадки, чтобы предложить предпринимателям готовый продукт, а не размытые обещания. В городе будем вкладывать деньги в реставрацию Преображенской площади, обновление внешнего вида гостевых улиц, чтобы придать им современный облик, построим гостиницу на месте графских развалин.
Авторы программы рассчитывают и на участие рядовых невьянцев, точнее, на то, что они смогут оказаться «в теме». Уже сейчас в мэрии задумываются над подготовкой специалистов массовых профессий. Чтобы достойно принимать гостей, понадобятся профессиональные бармены, официанты. В местных учебных заведениях, уверена Светлана Казанцева, пора вводить новые учебные курсы. С народными умельцами будет работать специально созданное муниципальное автономное учреждение, которое займется продвижением сувенирной продукции. Планируется разместить муниципальный заказ для лучших мастеров. Если появятся новые рабочие места, выиграет и казна — все налоги на доходы физических лиц остаются в местном бюджете.
Впрочем, пока думы о соучастии местных жителей представляются утопичными. В сувенирной лавке, что открыта в стенах историко-архитектурного музея, продукция местного производителя практически отсутствует. Прилавки заставлены творениями тагильских камнерезов, да и сама торговая точка принадлежит предпринимателю из Нижнего Тагила.
— Нам удалось найти общий язык лишь с двумя невьянскими умельцами — гончаром Масликовым и фотомастером Орловым, — говорит владелец «бутика» Андрей Васильев. — Остальные либо предлагают свой товар по заоблачным ценам, считая, что туристы не смотрят на ценники, либо пытаются всучить вообще не свой товар, а уже купленный где-то. Хотя мы готовы расширить ассортимент и не делаем больших наценок.
Получится ли у администрации города привить землякам интерес к производству тех же сувениров — вопрос пока спорный. Не верить в смекалку и деловой подход жителей тоже неправильно. Еще 10 лет назад в Невьянске не было ни одного приличного кафе, куда не стыдно было бы привести иностранца. Теперь такие заведения появились.
Большие бюджетные ассигнования должны подстегнуть всех: и городские власти, и потенциальных инвесторов, и рядовых жителей. Если верить экономистам, эффективная организация туристической деятельности может сделать Невьянск миллиардером. Но для этого город должен быть ухожен не только в центре. А на это пяти лет и 250 миллионов рублей явно не хватит.