Обзор прессы
22.12.2010

«Уральский рабочий» и Евгений Коновалов: Демидовские миллионы

Станет ли Невьянск столицей уральского туризма?

По идее Невьянску исторически уготованы лавры туристического центра, достопримечательности демидовских времен сулят городу славу и деньги, которые можно заработать на приеме гостей.

В жизни пока все гораздо скромнее: у городских ворот не выстраиваются очереди, а те туристы, что приезжают посмотреть на главную изюминку — наклонную башню, надолго здесь не задерживаются. За счет их восторженных откликов о Невьянске умножаются только иллюзии руководителей, а не местный бюджет. Вкладывать в развитие туризма из городской казны нечего, инвесторы не особо верят, что в Невьянске сработает общеизвестная формула: каждый рубль, потраченный на развитие туризма, обернется четырьмя рублями прибыли.

И вот — обнадеживающая весть. В конце этого года Невьянск вошел в число четырех городов Свердловской области, которые получат средства из областного бюджета в рамках целевой программы. В ближайшие 5 лет Невьянскому городскому округу выделят на развитие туризма 250 миллионов рублей.

По словам первого заместителя главы округа Светланы Казанцевой, решающую роль, скорее всего, сыграло понимание местными властями стратегической важности отрасли. В штат администрации принят новый специалист — советник главы, который будет вплотную заниматься новыми направлениями, прежде всего туризмом, работать с областными ведомствами, искать и приглашать инвесторов. Еще немаловажно то, что Невьянск находится близко от областного центра, до столицы демидовского края легко добраться из соседних регионов..

Областная программа учитывает главный принцип наших дней — государственно-частное финансирование. Предполагается такой расклад: 30% — бюджетные средства, 70% — частные инвестиции. Хотя в невьянском случае он не всегда возможен. Например, при восстановлении исторического комплекса по соседству с башней, на территории старого невьянского завода. Местные власти хотят воссоздать демидовские господские хоромы, набережную возле Нейвы, разместить макеты старых кузниц и заводских цехов с домнами, чтобы все желающие могли увидеть, как добывали и ковали металл в старину. Восстановив этот комплекс, много не заработаешь, так что вряд ли удастся найти общий язык с инвесторами на условиях финансирования 30 к 70-ти. Нужно доказывать, что государство в этот проект должно сделать более весомый вклад. Это вопрос сохранения памятников.

Кстати, многие владельцы заводской недвижимости, едва прослышав про казенные миллионы, уже оживились. В администрацию поступают предложения выкупить пустующие объекты за баснословные деньги. Городские власти равнодушны к спекулянтам, как и к тем проектным и строительным организациям, которые восстанавливали исторический комплекс в прежние годы. За все работы запрашивались слишком большие суммы — под благим предлогом особо приближенные строители и проектанты попросту набивали карманы.

Курс — на село

Частные инвестиции будут привлечены в основном для развития сельского туризма. Разработано четыре таких проекта, и на три из них уже найдены «соучастники». В селе Нижние Таволги, знаменитом своим гончарным ремеслом, начнется строительство сельских гостевых домов и велодрома для любителей экстремального катания. В окрестностях поселка Калиново будут проложены детские туристические маршруты, оборудован скалодром на Семи Братьях. Рядом с поселком Ребристый, на территории бывшего детского лагеря, скоро появится клубная деревня Шустовка. Она родом из нового времени, из популярного ныне конгрессного туризма. Чтобы участники крупных семинаров, корпоративных мероприятий не парились в духоте мегаполисов, им будут открыты двери в загородный центр, где не меньше комфорта, но свежий воздух и природа. Желающих вложить деньги в эти три проекта мэрия уже нашла. Еще одно сельское направление — озеро Аятское — пока ждет соинвесторов, тех, кто будет создавать здесь условия для приема охотников и рыболовов.

— Сразу подчеркну, что главная задача администрации города — создать благоприятные условия для бизнеса, — уверяет Светлана Борисовна. — Недавно я участвовала в большом форуме с представителями крупного бизнеса. Так вот, один из них объяснил, чем руководствовался при выборе региона для размещения новой производственной площадки. «В Башкирии лучше целуют!» — вот что важно бизнесменам. Их нужно тепло встречать, а не пугать бюрократическими препонами. В селах мы должны спроектировать земельные участки под инвестиционные площадки, чтобы предложить предпринимателям готовый продукт, а не размытые обещания. В городе будем вкладывать деньги в реставрацию Преображенской площади, обновление внешнего вида гостевых улиц, чтобы придать им современный облик, построим гостиницу на месте графских развалин.

Авторы программы рассчитывают и на участие рядовых невьянцев, точнее, на то, что они смогут оказаться «в теме». Уже сейчас в мэрии задумываются над подготовкой специалистов массовых профессий. Чтобы достойно принимать гостей, понадобятся профессиональные бармены, официанты. В местных учебных заведениях, уверена Светлана Казанцева, пора вводить новые учебные курсы. С народными умельцами будет работать специально созданное муниципальное автономное учреждение, которое займется продвижением сувенирной продукции. Планируется разместить муниципальный заказ для лучших мастеров. Если появятся новые рабочие места, выиграет и казна — все налоги на доходы физических лиц остаются в местном бюджете.

Впрочем, пока думы о соучастии местных жителей представляются утопичными. В сувенирной лавке, что открыта в стенах историко-архитектурного музея, продукция местного производителя практически отсутствует. Прилавки заставлены творениями тагильских камнерезов, да и сама торговая точка принадлежит предпринимателю из Нижнего Тагила.

— Нам удалось найти общий язык лишь с двумя невьянскими умельцами — гончаром Масликовым и фотомастером Орловым, — говорит владелец «бутика» Андрей Васильев. — Остальные либо предлагают свой товар по заоблачным ценам, считая, что туристы не смотрят на ценники, либо пытаются всучить вообще не свой товар, а уже купленный где-то. Хотя мы готовы расширить ассортимент и не делаем больших наценок.

Получится ли у администрации города привить землякам интерес к производству тех же сувениров — вопрос пока спорный. Не верить в смекалку и деловой подход жителей тоже неправильно. Еще 10 лет назад в Невьянске не было ни одного приличного кафе, куда не стыдно было бы привести иностранца. Теперь такие заведения появились.

Большие бюджетные ассигнования должны подстегнуть всех: и городские власти, и потенциальных инвесторов, и рядовых жителей. Если верить экономистам, эффективная организация туристической деятельности может сделать Невьянск миллиардером. Но для этого город должен быть ухожен не только в центре. А на это пяти лет и 250 миллионов рублей явно не хватит.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
01.07.2013 Порядка 60% территории Свердловской области будет задействовано в туризме

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев одобрил основные направления работы по развитию туризма с ...

01.07.2013 В Свердловской области появится 12 туристических кластеров

УрБК, Екатеринбург. 01.07.2013. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев одобрил основные направления работы по ...

09.10.2012 Все включено: эксперты отрасли ищут способы развития въездного туризма

На сегодняшний день и туристические фирмы, занимающиеся въездным туризмом в Свердловской области, и региональные власти ...

08.11.2011 До 2016 года на развитие туризма в Челябинской области предполагается потратить 13 млрд. рублей

УрБК, Екатеринбург, 08.11.2011. 13 млрд. рублей составляет общий объем финансирования по первой межведомственной ...

19.10.2011 Стоимость программы развития туризма на Южном Урале оценивается в 13 млрд. рублей

УрБК, Челябинск, 19.10.2011. Сегодня на заседании правительства Челябинской области была рассмотрена новая программа ...