Лев Закс: Для оценки активизации фашистов в России важна позиция рядовых граждан
Ректор екатеринбургского Гуманитарного университета выступил с обращением в рубрике «Колонка ректора» на официальном сайте вуза по поводу последних событий в Москве и ряде других городов России. Лев Закс поделился своими соображениями о природе националистических настроений в современной России и о том, как следует бороться с их ростом.
ИА «Политсовет» приводит текст целиком.
«Не думал, что в канун Нового года и юбилея Университета буду писать о вещах, мягко говоря, неприятных. Вещах отвратительных и опасных. Но молчать невозможно — никому из нас, нормальных детей своей страны, 65 лет назад вместе с союзниками раздавившей кровавую, вонючую гадину фашизма.
И вот эта нечисть вышла на улицы Москвы и других российских городов (Самары, Волгограда (!). Выплеснулась из подполья, в котором созревала, — озлобленного подполья сознаний, сходок, подворотен и клубов «фанатов». Тысячи кипящих ненавистью людей, выступивших разом, словно по единому приказу, невзирая на правопорядок и милицию. Эти люди называют себя по-разному: болельщиками, националистами, патриотами. Но у них общая сущность: неприятие людей других национальностей, ненависть к живущим в России «инородцам», иммигрантам и своим. И, главное, — готовность обратить эту ненависть в действие: не останавливающееся перед кровопролитием насилие против «чужих». Среди сотен задержанных милицией люди с заточками, дубинками, пистолетами. И как бы ни было тяжко и ужасно произносить это слово, от правды не уйдешь: это фашизм. Наш, домашний, российский фашизм.
Другая страшная сторона происходящего — массовое участие в фашистских акциях подростков, фактически — детей. Еще более нетерпимых и озлобленных, чем взрослые (14-летний пацан подозревается в подстрекательстве к беспорядкам и убийстве киргизского иммигранта).
Откуда это всё взялось? Мнение главного политтехнолога В. Суркова, будто пример показали несколько сотен демократов, выходящих 31-го числа каждого месяца на Триумфальную площадь Москвы в поддержку конституционных прав граждан, не выдерживает критики.
На самом деле, причин много. Главная — это противоречия, трудности и тяготы переживаемой всеми россиянами исторической эпохи. Люди — даже двадцать лет спустя после краха социализма — не готовы к капитализму, к экономическому расслоению общества, к конкуренции. Людям не нравится богатство других, собственная бедность, а многим (будем честны) — сама необходимость трудиться до седьмого пота. И фашизм — самая «естественная», самая «кратчайшая» реакция на всё это. Реакция обывателей, людей толпы. Не обремененных знаниями, пониманием сложности истории, высшими духовными ценностями. Склонных к скорой и примитивной (почти биологической) реакции: злобе и агрессии. Так было в Германии в 20–30-х годах прошлого века. Гитлер получил власть из рук обездоленных и озлобленных (читайте роман Л. Фейхтвангера «Успех»). И двинул их на уничтожение других стран и народов.
Но у нас-то, выросших на антифашистских уроках и гордости за отцов-победителей, откуда такая реакция? Здесь, как всегда, к «бытию» добавляется «сознание». Наша, из советской же эпохи пришедшая ментальность: психология «осажденной крепости», «борьбы двух систем», деление мира на немногих «своих» («наших») и «чужих». Для примитивного сознания «чужие» — причина всех проблем и бед, сила злонамеренная и исключительно враждебная: они спят и видят занять наше место под солнцем, отнять нашу работу, наших женщин, наш кусок земли и хлеба.
Но и примитивная психология «поиска врага» не последняя причина. Есть и другие. Например, это идейная каша в головах — ввиду отсутствия внятной мировоззренческой работы духовной элиты и власти. Куда идем? Что ценим и защищаем? Что считаем злом? — ответы диктуются чаще всего пошлой политической конъюнктурой.
Еще одна, и весомая, причина — утрата каналов влияния подлинной культуры на подрастающее поколение. Школа, семья, серьезное искусство — сегодня всё это отодвинуто индустрией развлечений, наркотически воздействующей массовой культурой, несущей примитивное отношение к жизни, культивирующей моральное безразличие и вседозволенность, узаконивающей насилие. Похоже, победа массовой культуры отняла у нас — духовно, психологически — несколько молодых поколений. «Футбольные фанаты», эти современные вандалы, — озверевшие дети масскульта. Размах индустрии развлечений, ее всевластие на нашем TV, заставляет подозревать не только экономические, но и политические интересы определенных групп. Тех, кому выгодно превращение народа в толпу, в управляемую и не способную рационально мыслить «массу».
И последнее. Невозможно поверить в то, что тысячи людей, в том числе детей, вдруг сами по себе прониклись общим порывом и осмелились выйти на площади, демонстративно игнорируя общественный порядок. Кто-то эту массу организовал, кто-то, кому она подчиняется, поднял ее на выступление. Кто? Это предстоит узнать органам правопорядка и безопасности. Но почему они не знали об этом раньше, ведь это их обязанность?! Или знали, но не приняли требуемых мер — почему? Кому выгодны эти «внезапные» всплески фашизма?
Сейчас, однако, важна не только позиция власти, лидеров общества (адекватной реакции которых мы пока не услышали). Важна наша с вами, рядовых граждан, позиция.
Как преподаватель и ректор заявляю: в Гуманитарном университете (и, уверен, в других вузах Екатеринбурга) у фашизма нет никаких шансов. Мы были и останемся патриотами-интернационалистами. Наш Университет был и останется домом для людей всех национальностей, всех культур — кроме «культуры ненависти и нетерпимости». Люди любой национальности получат у нас не только образование, но и братскую поддержку и защиту.
Но мы не будем антифашистами только в своих стенах. Если потребуется, мы будем защищать единство многонациональной России, равноправие и дружбу народов, антифашистские идеалы наших дедов и отцов всеми цивилизованными средствами.
Фашизм не пройдет!»