Потребительский рынок Екатеринбурга уходит в виртуальное пространство. В условиях постоянной нехватки свободного времени екатеринбуржцы все чаще предпочитают делать покупки не отходя от рабочего места, то есть от компьютера. На новые привычки горожан чутко реагирует предложение, исходя из которого эксперты констатируют: скоро торговые интернет-площадки составят реальную конкуренцию традиционным магазинам. Впрочем, доживут до этих времен из сегодняшних сотен игроков единицы.
По последним официальным данным, сейчас в Екатеринбурге действует 382 интернет-магазина, 62 из которых открылись только в 2010 году. В основном речь идет об отделах интернет-продаж в традиционных магазинах, о торговых фирмах, предоставляющих товар в специальных отделах после оформления на сайте, или о самостоятельных интернет-площадках, доставляющих заказ на дом.
«Рынок онлайн-магазинов уральской столицы растет стремительными темпами. Так, с каждым годом число игроков увеличивается в разы, и пока потолка не видно. Все это свидетельствует о спросе на данные услуги среди населения», — заявил директор одного из интернет-магазинов Борис Лепинских.
Как ни странно, потребители новационных услуг оказались людьми по-своему весьма консервативными. Несмотря на растущее предложение, самыми популярными категориями товаров и услуг среди интернет-покупателей остаются электронная и бытовая техника, книги, CD- и DVD-диски, лекарственные средства, доставка еды и лишь в последнее время — одежда и обувь. Наценка на такой товар колеблется от 5 до 25%. В основном главная причина виртуальных покупок — нехватка свободного времени и отсутствие интересующего товара в свободном обращении.
Дискуссия на эту тему развернулась в интернет-дневнике пресс-секретаря администрации Екатеринбурга Константина Пудова. И абсолютное большинство пользователей блогов высказываются в поддержку интернет-торговли.
«Удобно заказывать продукты, которые не найдешь в магазине шаговой доступности (какая-нибудь кукурузная мука, как пример, или кокосовое молоко). Актуально при цейтноте», — отмечает один из комментаторов.
Особую актуальность доставка приобрела в недавний период обильных снегопадов и, как следствие, дорожных заторов, а также в канун Нового года. Именно в это время самостоятельное передвижение по городу, как правило, затруднено. Впрочем, и клиенты интернет-магазинов пострадали из-за стихии.
«Из-за прошедших снегопадов сроки доставки пришлось сдвинуть. В то же время люди как раз стали больше делать заказов через интернет-магазины, людям не хотелось ехать по пробкам. Перед новогодними праздниками число интернет-покупок также возросло. Так, в сравнении с предыдущими месяцами наблюдается увеличение объема продаж на 30%. Однако настоящий ажиотаж еще впереди», — отмечают в другом интернет-магазине.
Аналогичную тенденцию отмечают и остальные участники потребительского рынка — с той лишь разницей, что интернет-магазины готовятся получить гораздо более высокую прибыль, нежели их традиционные коллеги. При том же повышенном спросе в предпраздничный период интернет-магазинам не нужно тратиться на рекламу, аренду площадей и зарплату для многочисленных консультантов. Окупаемость такого бизнеса значительно выше.
«Основные расходы — это склад и логистика. После формирования заказов логист формирует маршрутный лист курьера. В этом бизнесе главное — не отстать от конкурентов, поскольку сейчас идет борьба именно за постоянных клиентов», — отмечает директор интернет-магазина «Тефаль» Кирилл Левченко.
Легкость вхождения на рынок приводит к появлению достаточно большого количества мошенников, тем более что законодательство в сфере киберпреступлений практически не развито. Именно поэтому интернет-шопинг для многих пока ограничивается лишь сбором информации. Непосредственно покупка по-прежнему совершается в торговом зале. Но и это — вопрос ближайших лет, уверены продавцы.
«В последнее время интернет-торговля развивается очень большими шагами. Сегодня очевидно: услуги интернет-магазинов востребованы. В то же время онлайн-рынок еще недостаточно раскрыт в сравнении со странами Запада. А значит, будущее интернет-площадок России еще впереди», — отмечают участники рынка.
Из-за высокой конкуренции участники рынка используют не только цивилизованные методы борьбы за клиента. О недобросовестных продавцах и их методах работы с удовольствием рассказывают оппоненты. Так, по словам К. Левченко, существуют так называемые магазины оболочного типа, которые делают минимальную наценку на товар, а прибыль получают с высокой стоимости доставки.
«Есть непорядочные конкуренты, например «Норд 24». По их интернет-магазину много негативных отзывов: проблемы с доставкой, техника бывает после гарантийного ремонта или обслуживания. В результате у всех теряется много клиентов», — пожаловался руководитель онлайн-площадки «Тефаль».
Тем не менее здравый смысл пока доминирует, и на сегодняшний день конкуренция основывается не на ценовом преимуществе, а на сервисном обслуживании. Клиенту, не имеющему свободного времени на хождение по магазинам, важна возможность доставки в удобное время и оплаты в момент получения товара. А такой сервис пока могут предложить не все компании — в такой тип сделки приходится закладывать риски на отказ от совершения покупки. Поэтому полный сервис готовы предложить только крупные участники рынка. Вероятнее всего, они в будущем и составят костяк интернет-торговли в Свердловской области. Что будет с сотнями мелких игроков — догадаться несложно.
Во всех остальных случаях потребителю приходится рассчитывать только на удачу или на рекомендации «сарафанного радио» — самого распространенного типа рекламы в Интернете.
Анна Шабалина, Анастасия Упорова