«РБК daily», Анна Резникова и Анастасия Литвинова: Регионам прописали рецепт экономного образа жизни
Разочаровавшись в способности региональных властей жить по средствам, Минэкономразвития и Минфин решили на пальцах объяснить губернаторам, как увеличить эффективность расходования бюджетных средств. Федеральные власти рекомендуют им применить программный принцип формирования расходной части бюджета, заняться долгосрочным планированием и урезать госаппарат. Правительственным чиновникам не мешало бы самим следовать этим рекомендациям, говорят эксперты.
В прошлом году субъекты Федерации неэффективно израсходовали 415 млрд руб., жаловались этим летом чиновники Минрегионразвития. Самая большая доля «потерянных» денег в образовании: по данным министерства, 34% выделенных на эти цели средств тратится впустую. Далее следуют здравоохранение, ЖКХ и госуправление, где неэффективно тратят около 20%.
Федеральным властям надоело неумение регионов разумно тратить деньги, поэтому Минэкономразвития и Минфин подготовили для региональных бюрократов рекомендации по подготовке программ повышения эффективности бюджетных расходов. Главный совет — брать пример с федерального бюджета и использовать в работе программно-целевые принципы организации деятельности.
Впервые о том, что деньги из бюджета будут выделяться только на конкретные целевые программы, а чиновникам придется готовить долгосрочный (не менее чем на 12—15 лет) экономический прогноз, в феврале заявил Минфин. Федеральный бюджет на 2011 год уже частично сформирован с применением этой методики, теперь пересмотреть свой подход к планированию расходов придется региональным министерствам.
Регионам предлагается регулярно проводить ревизию эффективности трат и ввести персональную ответственность за качество финансового управления, то есть найти «крайних», которые будут отвечать за проблемы с бюджетом. «Этот принцип обсуждается уже давно», — говорит член комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Коган.
«Несколько лет назад Владимир Путин, будучи президентом, в своем послании говорил о необходимости персональной ответственности чиновников по конкретным результатам. Единственный способ это сделать — программный подход, — рассказывает г-н Коган. — Самое главное, чего нужно достичь, — персональной ответственности каждого чиновника за неисполнение сроков подготовки документов, за некорректные сроки, за ответы гражданам на жалобы. Если этого не будет, никогда мы не поборем ни коррупцию, ни чиновничий беспредел».
Губернаторам советуют также перейти к составлению бюджетов на трехлетний период и внедрять долгосрочное планирование. Регионы, которые уже последовали этим рекомендациям, пережили кризис лучше, говорится в докладе, подготовленном завлабораторией бюджетного федерализма ИЭП Владимиром Назаровым. Чиновникам дают конкретные советы, как повышать энергоэффективность: следует покупать энергоэффективные товары, снизить более чем на 3% потребление энергии в течение пяти лет и провести специальные энергетические обследования.
Рекомендации федеральные чиновники постарались сделать максимально доходчивыми. Так, например, описание проблем «рекомендуется осуществлять с указанием на факты и явления, порождающие данные проблемы». «Для каждого случая должна приводиться аргументация, поясняющая, каким образом соответствующий фактор или явление могут быть изменены». Региональным чиновникам советуют «избегать декларативных положений, не подтвержденных фактической информацией» и не использовать в тексте специальные термины, смысл которых может быть понят двояко.
«Рекомендации Минэкономразвития вполне логичны и своевременны. На местах в политике распределения бюджетных средств зачастую отсутствует стратегический расчет и вместо долгосрочных инвестиций в развитие инфраструктуры, решения ключевых вопросов, связанных с состоянием ЖКХ, дорог, ресурсы направляются на решение текущих проблем», — констатирует председатель правления НП «Центр развития ГЧП» Павел Селезнев.
Но сложно говорить о неэффективности расходов, когда нет точных данных по каждому региону, жалуются эксперты. «Единой для всех общей методики для оценки эффективности госрасходов в регионах нет, мы можем основываться только на докладах об оценке эффективности деятельности региональных властей, подготовленных по указу президента, — сетует эксперт Института экономики города Юлия Чалая. — Но эти исследования несовершенны, и муниципалитеты вполне справедливо на них жалуются».
«Все, что связано с расходами региональных и местных бюджетов, закрытая от исследований область, и дать конкретный анализ эффективности фактически невозможно, — соглашается профессор кафедры региональной экономики ГУ-ВШЭ Алексей Скопик. — Единственное, по чему внешний наблюдатель может сделать вывод об эффективности расходов, это построены ли какие-то социальные объекты: стадион, больница, школа. Если построены — значит, власть что-то делает».
Главная причина такой ситуации — нежелание властей раскрывать карты. «Власть в этом не заинтересована, потому что чем больше исследователей, тем меньше возможностей для воровства», — считает г-н Скопик. Поэтому эксперты скептически относятся к самой идее составления таких программ. «По прошлому опыту могу сказать, что все эти программы повышения эффективности, повышения конкурентоспособности регионов направляются на места и там с ними делают черт знает что», — утверждает эксперт.
Федеральным властям самим стоило бы поработать над эффективностью бюджетных расходов. «На самом деле в регионах не намного хуже, чем сегодня в центральном правительстве. Есть попытка изменить ситуацию в следующем году. Планируется перейти на программные расходы и оценку деятельности по результатам. В 2012 году этот переход точно произойдет», — надеется г-н Коган. «Федералы сами не следуют этим рекомендациям, иначе не было бы у нас так много фондов, которые накапливают деньги от экспорта нефти. Сейчас они совершенно непрозрачны», — вторит ему Алексей Скопик.