«Уральский рабочий» и Виктор Толстенко: Инновации через бюджетное колено
В начале этой недели Президент России Дмитрий МЕДВЕДЕВ лично привёз губернатора Калифорнии (США) Арнольда ШВАРЦЕНЕГГЕРА в «Сколково», чтобы в кругу американских венчурных капиталистов и руководителей высокотехнологичных компаний и в присутствии российских бизнесменов, учёных и представителей власти обсудить перспективы инновационного развития России. Встреча более чем символичная, поскольку один из прообразов Сколково — знаменитая «Силиконовая долина» — находится именно в Калифорнии.
Было подчёркнуто, что «Сколково» — это возможность отработать модель создания инновационных компаний, чтобы впоследствии распространить этот опыт по всей стране. К сожалению, сказал российский Президент, наш бизнес в большинстве своём «не готов вкладывать деньги в рисковые инновационные проекты», и ему бы следовало «поучиться у энтузиастов, которые затрачивают небольшие деньги, но создают новый продукт».
Насчёт большого бизнеса оценки более чем справедливые: наши «лидеры бизнеса» тратят прибыли на огромные зарплаты и бонусы, на беломраморные офисы и дубовую мебель туда. Причём ухитряются проедать подобным образом даже спасательные антикризисные кредиты, полученные от государства.
Однако такая ситуация может возникнуть исключительно потому, что предприятия могут прожить и без инвестиций в производство, и тем более — вложений в инновации. Беда российской экономики в том, что сегодня её активы примерно на 50% (данные, озвученные в ходе сентябрьского Мирового экономического форума в Ярославле) принадлежат государству. А ещё есть активы, которые разными методами и приёмами контролируются государством.
Было бы странно, если бы между предприятиями одного и того же хозяина возникала полноценная конкуренция. Сложившаяся формула бизнес-успеха – «поделиться» с чиновниками, а они взамен не пустят на твой рынок конкурентов. И можно будет прожить без всяких инноваций…
В исследовании, подготовленном к последнему Санкт-Петербургскому международному экономическому форуму аналитиками PricewaterhouseCoopers, Российской венчурной компании, Российской экономической школы и корпорации «Роснано», зафиксировано, что во внедрении инноваций, новых для глобальных рынков, признались не больше 20% респондентов — руководителей российских корпораций. При этом выяснилось, что инновационная активность в полностью государственных компаниях почти в 2 раза ниже, чем в иных корпорациях.
И в Питере, и в Ярославле прозвучали заверения, что доля государства в экономических активах России может снизиться до 30%, — но лет через 5—7. А пока приходится идти проторённой дорожкой: насаждать инновации административным методом, как в своё время в советской ещё экономике насаждали «научно-технический прогресс», поощряли рублём рационализаторство. Результаты тех «усилий» на памяти у всех. Любой инженер или ученый с советским стажем работы подтвердит, что именно забюрократизированность воспринималась в 1970-х как главный тормоз научно-технического прогресса. Изобретали больше для души. И не чаяли увидеть свои творения внедрёнными. А уж тем более — получить «авторское вознаграждение».
Увы, есть опасения, что проект «Сколково» получится таким же фетишем с минимумом реального содержания. Поскольку билет в него получают не по принципу талантливости, а в силу близости к власти, «затусованности». То есть по-прежнему невозможно себе представить, чтобы успешное предприятие открыли какие-нибудь всклокоченные студенты в мятых футболках — их просто не пустят в наши чиновные кабинеты…
А между тем именно такие ребята создали Apple, Google, Facebook. Причём налогоплательщику в США инвестироваться в них не пришлось — сами справились. Общество и государство «всего лишь» веками создавало там атмосферу уважения к частной инициативе, культ успеха, неприкосновенности частной собственности (включая интеллектуальную, кстати). Всё то, чего у нас пока нет, и не видно, чтобы кто-то наверху озаботился этим.
На сайте Министерства экономического развития РФ уже появились тезисы выступления заместителя министра Андрея КЛЕПАЧА «О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием». В задачах программ прописаны улучшение потребительских свойств производимой продукции; повышение энергоэффективности (не менее 5 % ежегодно) и производительности труда (также не менее 5% ежегодно); уменьшение себестоимости выпускаемой продукции «без ухудшения основных пользовательских характеристик» и т.д. За образцы предлагается брать среднеотраслевые значения, характерные для аналогичных зарубежных компаний.
В прогнозе Минэкономразвития на предстоящую трёхлетку расходы на обеспечение инновационного развития и поддержку высокотехнологичных секторов экономики расписаны в размере 4,5—5,2% всех расходов бюджета или около 0,9—1,1% ВВП. Учитывая, что затраты российского бизнеса на научные исследования и инновации составляют по экспертным оценкам около 0,3% ВВП (в 7—10 раз меньше, чем в развитых странах), а половина бизнеса у государства, нам ещё долго придётся проводить инновации, что называется, через колено — бюджет-то не резиновый!