«Областная газета» и Сергей Авдеев: А Родину вы спросили?...
К нам в редакцию пришёл возмущённый читатель. Нет, не газета его так сильно расстроила, а рекламный щит возле дома, где он живёт. Текст на громном щите в многолюдном районе Екатеринбурга гласит: «Продаём Родину. Платим за детей»...
Александр Валентинович Горчаков искренне недоумевает: что за цинизм такой? Кто позволяет размещать в городе такую наглую, провокационную рекламу?
Сам он живёт на улице Белореченской. Рядом — школа и сороковая клиническая больница.
- Масса людей здесь ходит, - говорит Александр Валентинович. - Все видят эту рекламу и не. понимают, ни смысла, ни повода. А главное — здесь же школа! Дети тоже читать умеют. И что им даст такое, с позволения сказать, предложение? Какие патриотические чувства может вызвать этот непонятный, но явно сбивающий с толку текст?!
Действительно, в чём смысл такого слишком креативного, «новаторского» хода рекламщиков? Мы выехали на место, где стоит один из таких щитов, рекламирующих компанию «Клубный дом «Родина», — на улицу имени Серафимы Дерябиной. Спрашиваю женщину с сумкой (явно живёт в этом районе): вы понимаете смысл этой рекламы?
- Абсолютно не понимаю. Но издевательство чувствую. Убрать её надо с глаз долой! Хулиганство какое-то...
Рядом идут подростки. Прочитали, хихикают:
- Гляди: за нас по сто тысяч дают! Пойдём, заработаем!...
Следом у этого огромного щита (размер — пять на два с половиной метра) остановился мужчина. Недоуменно смотрит, записывает номер телефона. Спрашиваю его:
- Квартирку прикупить хотите?
- Нет. Хочу позвонить им и высказать всё, что думаю. Родину они продают, с.ки! А у неё, у Родины-то, они спросили?!...
Теперь я сам звоню по телефону, указанному в рекламе, и спрашиваю: это вы квартиры, что ли, продаёте? Да, отвечают. А при чём здесь дети? Это, оказывается, бонус такой. Если в семье покупателя есть ребёнок, то общая стоимость купленной квартиры будет для него на сто тысяч рублей меньше...
- А вам не кажется, что всё это звучит оскорбительно: продажа Родины, торговля детьми?
- Ой, вы знаете, мы только квартиры продаём. А рекламой занимается специальная группа. Странные ребята. Мы им говорили, что нехорошо это, но им сложно что-либо объяснить...
Вызывающая реклама, по словам жителей, появилась на улицах города в минувшие выходные. Ещё в пятницу её не было. Текст и макет заказа, как нам сказали в Клубном доме «Родина», исполняла рекламная компания «Красный перчик». Туда дозвониться не удалось.
Тогда мы позвонили в прокуратуру Свердловской области и попросили прокомментировать ситуацию.
- В соответствии со статьёй 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной, - говорит старший помощник прокурора области Ольга Тетерина. - За размещение недостоверной рекламы, которая, в том числе, содержит некорректные сравнения, непристойные и оскорбительные образы и выражения в адрес официальных государственных символов, предусмотрена ответственность. По поводу нарушения законодательства о рекламе граждане могут обращаться в органы Федеральной антимонопольной службы РФ или в прокуратуру.
Конечно, реклама должна быть оригинальной. Её задача — зазывать клиента, привлекать внимание. А как это возможно? Неожиданным, броским слоганом.
Коротким, как выстрел, образом. Вот и стараются маркетологи «подсыпать «перчику» в силу своих интеллектуальных способностей. Но иногда им отказывает чувство меры. И тогда появляются такие, как этот вот ход-зазывала.
Бывали уже у нас подобные казусы. Наши читатели, возможно, помнят рекламу продажи жилья в районе кладбища «Широкая речка»: «Здесь — ваш будущий дом!». В таких случаях хочется спросить рекламщиков: а вы сами-то из какого дома будете? Где воспитывается такое чувство юмора?
А ведь есть примеры очень удачных слоганов — и смешных, в частности. Автору этих строк довелось как-то видеть такую растяжку над входом в магазин: «Человек, лишённый матраца, жалок...» И. Ильф, Е. Петров». Это был магазин матрацев. Но это было не в нашем городе. В Екатеринбурге, видать, с чувством юмора у представителей рекламного бизнеса пока туго. Будем надеяться, что общение с представителями антимонопольной службы или прокуратуры пойдёт им на пользу.
А мы будем, как они сами просят, следить за рекламой...