«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Суметь перевернуть детские представления
В конце прошлой недели опубликованы подписанные Президентом Дмитрием Медведевым федеральные законы об инновационном центре «Сколково». Значительно упростятся правовые и экономические отношения между участниками проектов, возникают льготные условия в налогообложении, таможенном регулировании, миграционных процессах. Иностранным специалистам, приглашённым в «Сколково», определены существенные преференции: как ранее звучало, учёные и практики, задействованные в центре, получат гранты на научную и внедренческую работу, а их личный труд будет оплачиваться по меркам, которые и не снились им на их родине. Впрочем, и возвращающимся из-за рубежа нашим соотечественникам при ведении проектов будут схожие привилегии.
Задачи для инновационного центра определены по 5 направлениям исследовательской деятельности. Это: 1) энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий; 2) ядерные технологии; 3) космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры); 4) медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств; 5) стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.
По мысли российских законодателей, «Сколково» способно включить в свою орбиту ведущие вузы со всей страны. Во всяком случае, руководители ряда вузов европейской части России и Сибири в сентябре уже подписали соглашения о сотрудничестве с Фондом «Сколково». Как заявил на церемонии первый заместитель главы президентской Администрации Владислав Сурков, это должна быть «открытая платформа», на которой не только лучшие учёные страны, но и студенты, аспиранты, профессора, а также специалисты с предприятий «могли бы вместе создавать новый технологический продукт». Думается, уральским вузам следует присмотреться к заявленному почину.
Тем более что на днях глава Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг заявил перед студентами Томска, что работать со «Сколково» можно и на расстоянии: достаточно стать резидентом иннограда и работать над утверждённым проектом в своём регионе — получая организационную, научную и финансовую поддержку. Вексельберг объявил, что документ с перечнем требований к проектам, претендующим на участие в центре, будет представлен 11 октября на рассмотрение совета Фонда. Главное сегодня — раскрыть и поддержать таланты на местах и не дать им эмигрировать за рубеж.
Думается, не секрет, что экономика, основанная на инновациях, отличается широкой диверсификацией и конкурентоспособна — чего России нынче как раз и недостаёт. Выверенная инновационная стратегия создаст гарантию, что будущие поколения россиян будут жить лучше, чем сегодня. Но по оценкам даже самых ярых оптимистов, строительство иннограда завершится лет через 7—8, а говорить об отдаче от его проектов — то есть о принятии на основе результатов исследований серьёзных решений в важнейших сферах жизнедеятельности — социальной, экономической, образовательной, военной, технологической, — придётся заглядывать за горизонт, может, и в 25—30 лет.
В этой связи на первый план одновременно с реформированием в научной среде выходит и формирование нового качества всей системы образования страны. Система должна быть способна не просто порождать знания, она должна на ментальном уровне воспитывать человека креативного. Мыслящего неординарно. У которого не примитивная материальная мотивация обогащения, а стремление дать миру новое, раскрыть неизведанное — в том числе и в себе, как личности.
По силам ли нашей школе эта задача? Памятуя, что сегодня у учителей праздник, и в принципе идёт Год учителя — и опираясь на исторический опыт российской школы, — скажу: по силам. Но для этого государство должно создать и учителям условия, сопоставимые с глобальной задачей модернизации.
В Екатеринбурге, как известно, реализуются созданные по инициативе главы города Аркадия Чернецкого масштабные проекты по формированию школы XXI века и выявлению талантливой детворы, поощрению учительства — они легли позже в основу федеральной программы «Наша новая школа». Вспомним хотя бы, что только в прошлом году в уральской столице были введены в строй 3 новые школы, в том числе признанная как лучшая в России — для одарённых детей в Ботаническом микрорайоне на 750 мест.
Как подтвердила вчера на пресс-конференции начальник управления образования администрации города Евгения Умникова, в городе и дальше будут реализовываться программы развития системы общего и среднего образования. В ближайших планах окончательный ремонт гимназии № 5, реконструкция гимназии № 155, ремонт и реконструкция 83-го лицея; предусмотрены средства на разработку проекта нового здания школы на улице Союзной. В образовательном процессе муниципалитета повсеместно утвердится Интернет. Думается, однако, что государство могло бы дать больше непосредственно для учительства: экспериментов над ними — поменьше, заботы и стимулов к раскрытию потенциала будущих поколений — больше.