«МК-Урал» и Татьяна Пашкова: Компромисс для Екатеринбурга
Екатеринбургский мэр Аркадий Чернецкий изложил собственное видение системы местного самоуправления в городе после своего ухода. По сути, градоначальник предложил муниципалитету некий компромисс: мэр предлагает ввести в городе пост сити-менеджера, но при этом сохранить прямые выборы градоначальника. Областные власти пока оценок «поправкам Чернецкого» не дают. Оппозиционеры считают, что Аркадий Михайлович придумал не план спасения Екатеринбурга от угрозы сити-менеджера, а «то же самое, только в профиль».
Напомним, что глава Екатеринбурга долго молчал и не комментировал ситуацию с сити-менеджером. Жители города не услышали внятной позиции Чернецкого ни во время презентации уставных поправок Яна Габинского, ни после того, как эти поправки были заблокированы депутатским большинством, ни после того, как появился альтернативный пакет изменений Якова Спектора.
Наконец, за четыре дня до слушаний по вопросу сити-менеджера Чернецкий решил высказаться. 13 сентября он провел пресс-конференцию, где рассказал о том, какой бы он хотел видеть систему местной власти в Екатеринбурге.
Смысл предложенных мэром поправок сводится к тому, что в городе можно сохранить и прямые выборы мэра, и ввести пост сити-менеджера.
По мнению Аркадия Михайловича, глава города мог бы избираться вместе с депутатами городской Думы. Но не по одномандатному округу, а по единому общегородскому. Такой мэр будет главной политической фигурой, считает Чернецкий, но руководить при этом не исполнительной властью, а Думой. Глава же администрации — это специалист, работающий на контрактной основе, утверждающийся Думой и подотчетный ей.
Надо сказать, что Чернецкий не придумал ничего нового. Такая схема предусмотрена в 131 федеральном законе, да и в поправках Спектора предлагается примерно то же самое, только без прямых выборов главы.
— Эта система не используется часто на практике, но для Екатеринбурга этот вариант может оказаться оптимальным, — заявил Аркадий Чернецкий. — Городу нужна система власти, в которой сочетаются демократические принципы ее формирования и гарантии профессиональной состоятельности руководителя. Екатеринбургу необходимо выстраивать конструктивные отношения с органами госвласти, и вместе с тем необходима защита его интересов в конфликтных ситуациях, в том числе и от органов государственной власти. Городу необходима преемственность и обновление.
Чернецкий не стал отрицать, что предложенный им вариант имеет ряд недостатков. Например, при ее функционировании будут неизбежны противоречия между двумя центрами власти. Но, по мнению мэра, эта проблема может быть решена за счет строгой регламентации отношений между сити-менеджером и мэром.
А вот система сити-менеджера в том виде, в каком ее предлагает, например, Яков Спектор, представляется Чернецкому куда как более опасной для Екатеринбурга.
— Такая система предусматривает упрощенную возможность замены руководителя, повышает роль представительного органа власти, но она не мотивирует назначенного чиновника работать на перспективу, заниматься стратегическим планированием, — считает глава Екатеринбурга. — Для сити-менеджера характерен соглашательский тип поведения, даже если это чревато для города неприятностями. Дума же, как коллективный орган, вряд ли сможет генерировать серьезные предложения хотя бы в силу политической разобщенности. Такая модель может неплохо работать в стабильных условиях, но вряд ли годится для реализации политики рывка.
В том, что система управления городом все-таки будет изменена, Чернецкий, кажется, не сомневается. Но считает своей задачей сохранить команду, управляющую городом в настоящее время.
— Не нужно путать результаты работы квалифицированной команды управленцев и достоинства системы управления, — говорит Чернецкий. — Результат, полученный в Екатеринбурге, — это заслуга конкретной городской команды, а не заслуга абстрактной системы сильного мэра, которая во многих крупных городах давала сбои и приводила к перевыборам. Для меня и для людей, которые работают в сфере муниципального управления, очевидно, что эффективность развития территории зависит от качеств главного руководителя. И лишь на 20-30 процентов она зависит от системы управления. У нас есть положительные примеры и с мэром, и с сити-менеджером. Но еще больше примеров, когда ни та, ни другая система не спасает город от деградации.
По мнению градоначальника, город мог бы возглавить его первый заместитель — Александр Якоб. Сам же Чернецкий, по его собственному признанию, работать в новой системе не смог бы. Более того, он вообще не собирается продолжать работу в органах местного самоуправления. Когда нынешний мэр сложит свои полномочия, зависит от того, будет ли он уверен, что новая система управления даст Екатеринбургу возможность развиваться и дальше. Если такой уверенности Чернецкий не получит, то уйдет только после окончания своих полномочий в 2012 году. Если же компромисс с областными властями будет найден, действующий мэр, согласно собственному заявлению, готов освободить кресло раньше.
Кстати, глава города признался, что обговаривал свои предложения с администрацией губернатора. Вместе с тем Аркадий Чернецкий настаивает на том, что никакого давления на него областные власти не оказывали. — Это мое и только мое решение, никто ни при каких обстоятельствах не мог мне этого навязать, — заявил градоначальник.
А вот про реакцию губернаторской администрации Аркадий Чернецкий не рассказал: — Я не знаю, как они на это смотрят. Я свои мысли не скрывал, они о моем понимании этих процессов знают. Не внес ясности и исполняющий обязанности руководителя администрации губернатора Михаил Максимов. — Комментировать за губернатора я не могу, могу сказать, что мы учитываем все мнения и предложения. Сейчас наша задача — как можно лучше организовать процесс проведения публичных слушаний 17 сентября, — заявил Максимов.
И.о. замруководителя администрации губернатора Вадим Дубичев отметил, что позиция региональной власти после выступления Чернецкого, на самом деле нисколько не изменилась — реформа муниципальной власти должна оптимизировать систему управления городом и улучшить жизнь екатеринбуржцев.
— Я могу только напомнить официальную позицию губернатора по вопросам организации местного самоуправления, — заявил Дубичев «МК-Урал». — Губернатор неоднократно говорил, что все вопросы об изменениях уставов городов должны широко обсуждаться и при принятии решений следует учитывать мнения всех заинтересованных сторон. Кроме того, Александр Мишарин считает, что все вносимые изменения не должны вредить муниципалитету, а вести только к его развитию.
А вот в ряды противников системы сити-менеджмента проект Чернецкого явно внес некоторое смятение. Так, например, член комитета «Право выбора», политолог Константин Киселев считает предложения Чернецкого — «вредными».
— Сити-менеджер — зло для города в любом варианте. Даже если будут приняты «менее вредные» поправки Чернецкого, успокаиваться не стоит, поскольку областные власти вновь могут «начать атаку» на прямые выборы мэра. В Перми именно так и случилось: сначала продавили сити-менеджера с избираемым мэром, потом вообще отняли право выбирать. Таков, прошу прощения за ругательные слова, «федеральный тренд», — считает Константин Киселев.
Другой же участник комитета, председатель Свердловского отделения Союза журналистов России Дмитрий Полянин, напротив, предложения мэра одобрил.
— Для меня существенное значение имеет не слово «сити-менеджер», а сохранение прямых выборов главы города, который, обладая кредитом доверия горожан, сможет обеспечивать стабильное развитие Екатеринбурга и получит солидную позицию при ведении переговоров с любыми внешними контрагентами, — говорит Полянин. —Всенародно избранный глава — это наша гарантия от произвола назначенных чиновников. Такая конструкция создает баланс между исполнительной и представительной властью, наделяя при этом избранного главу города большим весом по отношению к сити-менеджеру. Наемник не должен стать главным человеком в городе!
По мнению Полянина, Аркадий Чернецкий поддержал почти все требования комитета «Право выбора».
— Екатеринбург — единственный город в России, который дерзнул пойти против воли Москвы и имеет все шансы сохранить свою свободу. При этом Чернецкий предлагает сделать то, что лишает федералов возможности запустить лапу в наш мегаполис, но внешне полностью соответствует «федеральному тренду», — считает Полянин.
Тем не менее, комитет «Право выбора» выработал единую позицию — на публичных слушаниях голосовать против всех предложенных вариантов поправок (как Спектора, так и Чернецкого).
Остается напомнить, что слушания пройдут 17 сентября, но не в администрации города, как было проанонсировано ранее, а в киноконцертном театре «Космос». Такое решение на прошедшем накануне заседании было принято Екатеринбургской городской Думой.