«Вечерний Екатеринбург» и Елена Редикульцева: Две… три системы власти: за и против
Главным событием текущей недели, как, впрочем, и всего политического сезона в Екатеринбурге (а может, и десятилетия…), являются предстоящие в пятницу публичные слушания по поводу внесения изменений в Устав города. Желающих выступить на них уже более 500 человек. Число тех, кто придёт послушать и проголосовать в итоге, предсказать сложно, но, видимо, можно ожидать несколько тысяч.
Вчера глава города Аркадий Чернецкий рассказал журналистам о своём видении системы управления мегаполисом и о своих планах на ближайшее будущее.
Никто ни на кого не давит
— После внесения инициатив об изменении Устава города было много разговоров по поводу того, почему молчит Чернецкий, — сказал глава города. — А он молчал до поры до времени, потому что не хотел вмешиваться в дискуссию и каким-то образом давить на общественность и депутатов городской Думы.
Вот и сегодня, подчёркивает Аркадий Михайлович, его слова нужно правильно толковать, чтобы не сложилось мнения, что он каким-то образом пытается надавить на депутатов Гордумы. Он высказал своё понимание ситуации как человек, который хорошо знает нюансы функционирования системы городской власти, как человек, который формировал в течение 15 лет ту систему власти в городе, которая работала, ну и как человек, который в своё время принимал участие в создании федерального закона о местном самоуправлении.
Принцип «не навреди»
— Почему дискуссии о системе управления возникли именно в Екатеринбурге и практически не возникали в других городах России, хотя там переход на систему сити-менеджера идёт не первый год? — задал вопрос аудитории Аркадий Михайлович. И ответил, что и менталитет уральцев, и демократические традиции в городской среде, достаточная свобода прессы и общественных организаций дали предпосылки для активного обсуждения предложенных инициатив по изменению Устава. Но главная причина в понимании общества — нам уже есть что терять. Существующая система городской власти за 15 лет своего существования смогла обеспечить серьёзный прогресс в развитии города, несмотря на отнюдь не благоприятную внешнюю обстановку. Отсюда вывод, подчеркнул глава города, что начиная реорганизацию, во главе угла должен быть принцип «не навреди». Сломать то, что отлаживалось почти два десятилетия, легко. Выстроить что-то, что будет лучше, очень трудно.
Только качество
Глава Екатеринбурга также отметил, что для него и людей, которые работают в администрации уже не первый год, совершенно очевидно: эффективность развития территории на 70—80 процентов зависит от качества управленческой команды и лидерских качеств первого руководителя и лишь на 20—30 процентов от модели организации власти.
— У нас есть несколько относительно удачных примеров территорий как в условиях существования системы сити-менеджеров, так и при наличии выбранного всем населением главы исполнительной власти, — продолжил Аркадий Чернецкий. — Но ещё больше примеров, когда ни та, ни другая система не спасают города от деградации. Регулярные смены сити-менеджеров или смены глав городов чаще всего к успеху не приводят. Принимая на вооружение ту или иную систему управления городом, в основу должна быть положена минимизация рисков от некачественного управления.
Далее Аркадий Михайлович подчеркнул, что действующая сейчас в Екатеринбурге система «сильного мэра» имеет ряд положительных моментов. Поскольку глава избран непосредственно горожанами, он в дальнейшем вправе говорить от их имени и рассчитывать на их доверие — это необходимо, когда нужно идти на смелые, трудные, непопулярные шаги. Глава сосредоточивает в своих руках большое число управленческих инструментов.
Однако все эти плюсы становятся минусами, если… избиратели ошиблись с выбором. А это происходит подчас даже в достаточно развитых городах — Нижний Новгород, Пермь, Омск. Поэтому внушительные результаты, достигнутые в Екатеринбурге за последние годы, — заслуга не только и не столько системы власти, сколько той команды, которой доверили управление городом екатеринбуржцы.
— Справедливости ради нужно сказать, что лично я в условиях другой модели организации власти города работать бы не стал, поскольку привык брать на себя всю полноту ответственности за ситуацию в городе, — сказал глава уральской столицы. — Однако совершенно не факт, что рано или поздно пришедший мне на смену руководитель захочет в равной степени взять на себя ответственность и за политическую ситуацию, и за развитие инженерной и социальной инфраструктуры, и за каждую лампочку в каждом подъезде. Для этого, как минимум, нужно иметь лошадиное здоровье и абсолютно устойчивую психику, способную вынести все капризы нашей бурлящей жизни.
У предлагаемой ныне системы «сити-менеджера» — свои достоинства и недостатки. По мнению Чернецкого, едва ли не главная проблема здесь в том, что наёмный управленец, которого могут снять с должности в любой момент, никак не настроен работать на перспективу. Кроме того, он, естественно, ощущает свою зависимость от тех, кто его назначил и вправе отстранить. А потому логично будет занимать «соглашательскую позицию». И это далеко не всегда во благо города и горожан.
Модель власти
— На мой взгляд, и это моё личное мнение, — говорит Аркадий Михайлович, — вполне оправдывается модель организации власти, которая может выглядеть следующим образом: глава города всенародно избирается по единому городскому округу одновременно с выборами в городскую Думу и является руководителем представительного органа власти, главная политическая фигура. Глава администрации города, специалист-управленец, работающий на контрактной основе, утверждается городской Думой и подотчётен ей.
Эта система полностью укладывается в рамки 131-го закона, но не используется часто в практической деятельности. Для Екатеринбурга с его имеющимися политическими процессами, заделами в стратегическом планировании и потребностью в сохранении преемственности этот вариант организации городской власти может оказаться оптимальным.
Но глава города тут же оговорился, что такая система имеет и ряд проблем: все они связаны, как любая другая «двухголовая» система взаимоотношениями между двумя центрами власти. К сожалению, случаев, когда отношения между главой и сити-менеджером становятся откровенно скандальными, по России достаточно много…
Но, как считает Чернецкий, проблемы могут быть успешно решены за счёт точной регламентации этих отношений непосредственно в Уставе города.
С поста не уйду, пока…
Всех журналистов, естественно, интересовал вопрос, каковы дальнейшие планы главы города. Ведь всё лето непрерывно город удерживается в паническом состоянии то и дело вбрасываемыми слухами о немедленной отставке мэра.
Вчера Чернецкий чётко заявил:
— Я не собираюсь никуда уходить с поста, если не буду уверен, что действующая в городе система власти обеспечит поступательное движение вперёд, если будут нарушены принципы преемственности, если появятся предпосылки для изменения лидерских позиций города или ущемления прав. Отсюда возможные сроки моего ухода — от нескольких недель, если консенсус будет найден, до срока окончания моих официальных полномочий в марте 2012 года, если у меня будут сомнения в эффективности предложенного варианта.