Традиционные летние каникулы свердловских законодателей продлятся еще месяц. В Министерстве финансов Свердловской области тем временем активно верстается проект бюджета на 2011 год. О том, какие замыслы и предложения накопили за лето представители исполнительной власти и депутаты, — в материале ИАА «УралБизнесКонсалтинг».
Как заявил накануне министр финансов Свердловской области Константин Колтонюк, работа над формированием областного бюджета на следующий год уже идет. В октябре документ будет внесен на рассмотрение в областное правительство. Однако его представители уже готовят качественно новые предложения, призванные изменить метод формирования главного финансового документа региона.
В частности, первый заместитель председателя областного правительства — министр экономики Михаил Максимов на минувшей неделе на заседании, посвященном ходу работы над реализацией бюджетного послания губернатора, подверг критике политику обеспечения областным бюджетом только текущих расходов. Он считает, что нужно переключаться на программно-целевой метод — определить стратегические направления и уже сейчас запланировать на них расходы в бюджете. Министр рекомендует остановиться прежде всего на развитии транспортного комплекса, сфер образования, культуры и ЖКХ. Всего на реализацию около 20 стратегических программ он предлагает направить 27 млрд. рублей.
Опрошенные УрБК депутаты пафос правительственного предложения разделяют, но задают массу вопросов, в том числе касающихся эффективности контроля денежных трат в каждом из стратегических направлений. Практика «латания дыр» порочна, а вопрос перехода на планирование назрел давно, считают лидеры фракций «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ и «Единая Россия». Однако народные избранники подчеркивают, что средства должны направляться только на те программы, которые принесут финансовую отдачу.
Илья Гаффнер считает, что стратегические программы должны быть четкими, доступными и понятными для любого человека«Я давно говорил, что нам необходимо целевое планирование бюджета. Причем финансирование нужно направлять только в те проекты, где ожидаются точки роста», — заявил УрБК лидер фракции «Справедливая Россия» Илья Гаффнер.
Несмотря на дефицит бюджета, который еще не преодолен, инициировать стратегические проекты надо, но вкладывать деньги необходимо только в возобновляемые программы, также считает депутат Областной Думы Владимир Машков.
«Под лежачий камень, как говорится,
вода не течет. Если стонать, что нет денег, это, к сожалению, потом передается муниципалитетам. Эта практика порочна», — отметил он.
Лидер фракции КПРФ свердловской Областной Думы Андрей Альшевских даже привел наглядный пример последствий отсутствия четкого планирования в бюджетном процессе — Корпорацию развития Урала, проект того же Михаила Максимова.
«Я готов согласиться с тем, что при планировании бюджета нужно определять стратегические направления, а не что на ум придет, то и вписывать в бюджет. Какие это будут направления — надо обсуждать, должна быть концепция. А не так, как с Корпорацией развития Урала — вроде бы прокукарекали, проанонсировали, а что дальше?» — задается вопросом коммунист.
Депутаты явно не спешат впадать в эйфорию от совпадения их убеждений с правительственными. Ведь для того, чтобы программно-целевой метод планирования бюджета оправдал себя, простого определения направлений и объема денежных средств недостаточно. Необходимо проводить оценку эффективности инвестиций, за ходом реализации программ должен быть налажен серьезный контроль.
Михаил Максимов предлагает перейти на программно-целевой метод планирования бюджета«В целевом планировании должна быть четкость и ясность. А не так, как произошло с облигационным займом в 3 млрд. рублей на покрытие дефицита. Нынешних депутатов уже не будет, правительство и губернатор могут смениться, а долг, непонятно на что потраченный, останется. Поэтому в первую очередь нужна четкая программа, и под нее уже будут «подтягиваться» деньги. Она должна быть доступной любому человеку. Главное, чтобы все понимали, куда средства пошли и что мы с этого будем иметь: какие рабочие места, собираемость налогов, финансовую отдачу», — считает Илья Гаффнер.
По мнению Андрея Альшевских, прежде чем переходить на целевые программы, надо наладить персональную ответственность конкретного чиновника за конкретным направлением и спрашивать с него. Иначе толку не будет, ведь проблема неэффективности расходования средств, «вялых» результатов — следствие отсутствия ответственных лиц. Причем отношение к таким людям должно быть бескомпромиссным. «Не справился — освободи дорогу другому», — подчеркнул депутат.
Для того чтобы все силы и средства на реализацию приоритетных программ не были потрачены напрасно, необходима серьезная борьба с коррупцией, в том числе и в сфере ЖКХ, которая во все времена считалась «кормушкой».
«Ведь сфера ЖКХ — черная дыра, и на этом кормятся многие. Поэтому здесь нужно проводить не только реформу ЖКХ, но и подключать всю правоохранительную и судебную систему, чтобы у людей, которые будут этим заниматься, даже мысли в голове не возникло что-то украсть. Должны быть приняты дополнительные меры сдерживания, чтобы никто свою ручонку не запускал в кассу, чтобы все деньги, которые платит население, аккумулировались и шли на те расходы, которые и должны нестись: оплата поставщикам ресурсов, капитальный ремонт и всё остальное. Но в это сперва надо вложиться», — подчеркнул депутат от фракции ЛДПР Юрий Баланов.
Как видно, замечаний и предложений у народных избранников предостаточно. Хотя депутаты в целом готовы согласиться с обозначенными Михаилом Максимовым стратегическими направлениями.
«Да и кто с ними поспорит?» — справедливо отмечает Андрей Альшевских.
Андрей Альшевских: Прежде чем переходить на целевые программы, необходимо наладить механизм персональной ответственности министровПо мнению лидеров фракций, обеспечение качественного образования и здравоохранения, обновление ЖКХ и инфраструктуры — a priori «святая» обязанность государства. Кроме этого, правительство должно обратить внимание на безопасность во всех смыслах этого слова: жизни, здоровья, имущества гражданина, промышленную и экологическую. Такого мнения придерживаются Юрий Баланов и Андрей Альшевских. Последний считает необходимым выделить еще два блока направлений — село («большой комплекс мероприятий, в основе которых — возрождение села») и социальную защиту населения. Юрий Баланов от фракции ЛДПР выступает за развитие электронного правительства. «Оно позволит экономить время и деньги», — пояснил он.
«Направления все выбраны правильно. Вопрос в другом: каким образом это будет сделано, как будет контролироваться», — резюмировал Илья Гаффнер.
Стремление законодателей оптимизировать бюджетный процесс, изменить что-то в лучшую сторону не может не радовать. Опасение вызывает нерешенность многих текущих бюджетных вопросов, не говоря уже о будущих. В частности, до сих пор точно не определены те же намерения областного правительства в отношении облигационного займа, ставшего весной текущего года камнем преткновения во многих спорах вокруг бюджета. Тогда губернатор Свердловской области Александр Мишарин заявлял, что правительству осталось лишь выбрать операторов размещения денежных средств, и даже называл претендентов. Областной минфин в лице Константина Колтонюка уверял, что область не справится с существующим дефицитом без заимствований, для чего и была выбрана форма облигаций. Сейчас же этот вопрос почему-то сошел с переднего плана.
В начале осени оказывается, что проект займа, о необходимости которого так много и часто говорили губернатор и минфин, едва ли не свёрнут. В любом случае осуществить его до конца 2010 года будет крайне проблематично, даже если механизм будет запущен. Нет ясности с бюджетом-2011. Константин Колтонюк пока не готов говорить даже о том, будет ли он дефицитным или профицитным.
Антонина Курносенко