Торговые центры Екатеринбурга проверяют потенциальных арендаторов на платежеспособность
Торговые центры Екатеринбурга отказываются от доверительных отношений со своими партнерами. Собственники коммерческой недвижимости уверяют, что ситуация на рынке вновь позволяет им не гоняться за арендаторами, а, напротив, наводить справки об их надежности, чтобы застраховать себя от финансовых проблем. Пока ситуация на рынке оценивается как рабочая, но нарастающие масштабы миграции всё чаще вынуждают ТЦ становиться более разборчивыми.
Как признались ИАА «УралБизнесКонсалтинг» в одном из старейших ТЦ Екатеринбурга — «Дирижабле», там заранее уточняют и анализируют причины, по которым тот или иной коммерсант ищет помещение. Исходя из полученных данных, в итоге принимается положительное или отрицательное решение. Такая разборчивость связана с постепенным выходом из кризиса всей отрасли; ситуация на рынке улучшается, и найти желающих на пустующую площадь не так уж и сложно. Аналогичную технологию используют и в ТЦ «Успенский». По словам заместителя гендиректора торгового центра Александра Рогова, служба безопасности в обязательном порядке проверяет финансовую историю будущих арендаторов и их платежеспособность.
Впрочем, не во всех торговых центрах подразделения экономической безопасности настолько эффективны. ТЦ «Мытный двор» в течение последнего года успел сменить с десяток арендаторов, большинство из которых не задерживались на новой площадке более полугода. Последней «ласточкой» стало кафе BRUNCH, начавшее работу весной. Причины столь скорого финиша представители фастфуда назвать отказались, зато их предшественники откровенно заявляли, что бизнес на этой площадке невыгоден из-за низкого потока покупателей. Ранее из «Мытного двора» один за другим съехали «Норд», Steilmann, North, Calvin Klein, Mexx, Kati Klaime, ресторан быстрого питания «Ростикс», «Дом посуды» и «Евросеть».
Едва ли не главной проблемой городской торговли эксперты называют высокий уровень конкуренции.
По данным администрации города, Екатеринбург является лидером в России по обеспеченности населения торговыми площадями. По последним данным, этот показатель составляет 970 кв. метров на 1 тысячу человек. Сегодня на территории уральской столицы осуществляют работу порядка 16 торговых центров.
«Слишком много игроков на рынке. При этом мэрия зачем-то дала зеленый свет на открытие до конца года еще двух торговых центров. Следовательно, говорить о повышении арендных ставок не придется. А вот борьба за интересных арендаторов обострится», — заявил УрБК представитель одного из ТЦ, попросив не называть его имени.
Собственники коммерческой недвижимости убеждают своих партнеров в том, что спешить со сменой площадки невыгодно никому, в первую очередь — самим арендаторам, и идти на этот шаг стоит лишь в случае действительно серьезных затруднений.
По словам сотрудников ТЦ «Дирижабль», сегодня 5—7% от общего числа арендаторов — «мигранты», готовые сняться с места. Соответственно, процент незаполненности торгового центра также колеблется в пределах 7%. В ТЦ «Успенский» плановая ротация коммерсантов составляет 3—4% в год.
Средний размер арендной ставки по городу колеблется от 1,6 до 2,5 тыс. рублей за кв. метр. По мнению представителей торговых центров, сегодня существуют лишь две главные причины миграции арендаторов — невозможность предоставить им требуемые дополнительные площади и растущие ставки.
Как правило, со временем продавцы расширяют бизнес, но сдать им большее по размеру помещение торговый центр не всегда в состоянии. В то же время владельцы магазинов зачастую стремятся уменьшить арендную ставку. В целом условия по увеличению цены за квадратный метр торговой площади, как правило, предусмотрены отдельно в рамках договорных отношений с клиентом. В то же время как минимум один раз в год цены могут увеличиться.
Ответственнее относиться к перемене мест, не нервируя лишний раз торговые центры, коллег призывают и в Союзе арендаторов Екатеринбурга.
Как уверяет руководитель союза Александр Мурзин, ни один из торговых центров Екатеринбурга сейчас не может гарантировать своим партнерам сверхприбылей, поэтому зачастую целесообразнее работать на уже освоенном месте, чем тратить серьезные суммы на переезд в поисках эфемерной лучшей площадки.