«МК-Урал» и Анна Яшкина: «Антей» доламывает дом Ярутина
От дома землемера Ярутииа, снесенного в прошлом году под покровом ночи, практически ничего не осталось. Есть только дело, заведенное прокуратурой да подозреваемый экскаваторщик. Заказчиков противоправного демонтажа так никто и не нашел. Однако спустя год скандал вокруг памятника культуры XIX века разгорелся с новой силой. На площадке, где строители возводят небоскреб «Антей», начались работы по прокладке коммуникаций - рядом с тем местом, где был снесен памятник.
Там, где был дом Ярутина, 29 июля появился бетонный забор. На следующий день директор «Антея» Андрей Гавриловский честно заявил, что забор — дело рук его рабочих. И отметил, что к дому Ярутина данный забор и строительные работы отношения не имеют. Эти слова были похожи на правду. До 3 августа, когда защитники старого Екатеринбурга обнаружили, что строители небоскреба все-таки приступили к уничтожению «останков» архитектуры XIX века. Корреспондент «МК-Урал» выяснила подробности конфликта.
Дом землемера Ярутина в прошлом году ночью был незаконно снесен. Подозреваемых искали практически год, и вот несколько недель назад прокуратура указала на владельца строительной техники, которая была арендована для сноса. Между тем дело до сих пор не раскрыто, а реальные виновные наказания так и не понесли.
30 июля редакции «МК-Урал» Андрей Гавриловский сообщил, что бетонное ограждение необходимо для строительства «Антея». Он завил, что закон не нарушал, а работы завершатся уже через две недели. За это время рабочие проложат магистральный трубопровод, которым будет запитан «Антей». Якобы после проведения всех работ участок будет облагорожен и сдан в эксплуатацию.
— Да, забор был установлен для подвода коммуникаций, — отметил Андрей Гавриловский. — Однако к территории, где был снесен дом Ярутина, мы никакого отношения не имеем. Так и передайте правозащитникам, что мы ни песчинки с того места не тронули, так что пусть «умоются». Забор установлен на территории, принадлежащей «Антею» и администрации Екатеринбурга. Знаете, мы даже специально оставили щель, чтобы «общественность» была спокойна — пусть приходят, подглядывают, снимают на камеру.
Однако «щель» в бетонном заборе быстро исчезла. 3 августа инспектору Всероссийского общества охраны памятников культуры Олегу Букину, несмотря на ограждение, удалось сделать снимки того, что происходит на территории памятника. Здесь он нашел подтверждение своим догадкам и увидел уже разрушенный фундамент дома Ярутина.
Пока Андрей Гавриловский заботится о «спокойствии общественности», эта самая общественность успокаиваться не планирует. Олег Букин уже сейчас ставит под сомнение законность проведения строительных работ на территории снесенного дома Ярутина. Юридических оснований для появления бетонного ограждения, а тем более дальнейшего разрушения памятника он также не видит.
Олег Букин уже составил акт осмотра объекта культурного наследия, в котором требует, чтобы заказчик работ убрал бетонное ограждение, а власти приняли меры к охране памятника.
«Необходимо предотвратить любое хозяйственное освоение территории памятника до принятия решения о воссоздании недвижимого объекта, либо (если объект не будет воссоздан) до исключения «Дома горного землемера Г.С. Ярутина» из реестра объектовкультурного наследия. Организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы, необходимой для принятия Правительством Свердловской области решения о воссоздании утраченного объекта культурного наследия. На основании соответствующих результатов ГИКЭ направить представление в Правительство Свердловской области о воссоздании памятника», — отмечено в акте осмотра объекта культурного значения.
Также в документе Олег Букин отмечает, что восстанавливать памятник необходимо за счет областного бюджета. Из акта следует, что Министерство культуры области обязано потребовать в судебном порядке с виновного в уничтожении памятника денежную компенсацию.
Похоже, что теперь в неприятной ситуации оказался владелец небоскреба Андрей Гавриловский, который накануне подтвердил, что по его решению его сотрудники проводят так называемые земляные работы.
Ведь если в прошлом году, когда неизвестные снесли дом Ярутина, прокуратура сделала подозреваемым владельца техники, то сейчас получается, что строители доламывают остатки архитектуры XIX века с согласия заказчика. Возможно, Андрей Гавриловский не предполагал, что защитникам старого Екатеринбурга настолько небезразлична культура, что они готовы спасать даже остатки фундамента разрушенного памятника.
— Согласно Венецианской хартии реставраторов и архитекторов, если утраченное здание воссоздано на сохранившихся фундаментах, то его следует признать памятником культуры. Можно было на старых фундаментах воссоздать дом, пусть мы не использовали бы аутентичные материалы, передающие дух времени, зато мы сохранили бы парадигму пространства, — отметил Олег Букин. — В акте, который я отправил в госорган охраны памятников — Министерство культуры Свердловской области, я отразил, что должны быть приняты все меры государственной охраны территории памятника. Кстати, Минкультуры само это знает. Один из его офисов располагается на улице Карла Либкнехта, 6а, как раз там и находится Управление охраны памятников, всего в каких-то нескольких десятках метров от снесенного дома Ярутина! Они не сумели спасти памятник полтора года назад, когда было очевидно, что его ждет уничтожение; теперь они позволяют разрушить его окончательно, раз не принимают никаких мер по охране территории.
Защитник старого Екатеринбурга ссылается на то, что снесенный «памятник не исключен из реестра, следовательно, его территория, которая в соответствии с действующим законодательством является составной частью объекта культурного наследия, находится под государственной охраной. Любые работы на ней запрещены в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона РФ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» № 73-ФЗ».
Власти информацию о том, что, возможно, на территории снесенного памятника ведутся строительные работы, комментируют обтекаемо. В руки корреспондента «МК-Урал» попало Разрешение земельного комитета от 27.02.2010 года за подписью сразу четырех чиновников: представителя администрации района, представителя ГИБДД УВД, а также представителей главархитектуры и комитета по благоустройству.
Как указано в документе, заказчику в лице ООО «Уралпро-гресс» и подрядчику в лице «Техстроймонтаж» «разрешается производство земляных работ при строительстве сетей инженерно-технического обеспечения, наружных сетей водопровода и канализации по улице Малышева-Белинского на участке от Красноармейской до Малышева-Карла Либкнехта».
Земельный комитет в Разрешении нигде не указывает, что в квадрате, где рабочие сейчас «прокладывают коммуникации», подспудно можно уничтожать фундамент памятника культуры XIX века. Очевидно, что Земельный комитет не давал разрешений на демонтаж фундамента снесенного дома землемера, однако сейчас именно это и происходит с молчаливого попустительства Министерства культуры Свердловской области и правоохранительных органов.