«Уральский рабочий» и Андрей Морозов: Дальше — без доктора
Под инновации подложат стальную подушку.
Ни с кем из промышленников первые лица российского правительства не встречаются так часто, как с металлургами. Но проведение сразу двух совещаний подряд — в Челябинске под председательством главы Правительства РФ Владимира Путина, а перед этим в Екатеринбурге в рамках «Иннопрома-2010» с участием вице-премьера Игоря Сечина — событие знаковое.
Нужно чаще встречаться
На первый взгляд, особой необходимости в проведении челябинской встречи, да еще с приездом премьер-министра не было. Во всяком случае, той острой необходимости вмешательства сверху, как это было два года тому назад, когда прозвучала угроза «прислать доктора» в адрес компании «Мечел» за ее чрезмерно высокие внутренние цены на коксующийся уголь. Хотя, разумеется, и сейчас имеются претензии к собственникам предприятий металлургического комплекса, но они либо постепенно теряют актуальность, либо болячки «лечатся» в рабочем порядке.
«Давались поручения обеспечить заключение долгосрочных контрактов между крупнейшими производителями и потребителями металла, а также установить в них прозрачную и экономически обоснованную формулу определения цены поставок и тем самым на справедливой основе распределить между сторонами возможные риски и выгоды в случае колебаний конъюнктуры мировых рынков», — напомнил, открывая совещание на Южном Урале, Владимир Путин.
В качестве возмутителя спокойствия выступил тогда Уралвагонзавод, который вкупе с другими потребителями металлургической продукции пожаловался на высокие цены на нее. А подключившаяся к этой проблеме Федеральная антимонопольная служба еще и выяснила, что меткомбинаты на внешнем рынке торгуют по значительно более низким ценам, чем на внутреннем. И конфликт достиг такого градуса, что «АвтоВАЗ» допустил возможность остановки производства из-за срыва поставок автомобильного листа.
Впрочем, и в Челябинске эта тема была поднята вновь главой «Транснефти» Николаем Токаревым. Он пожаловался Владимиру Путину на то, что его компания была вынуждена начать переговоры с иностранными производителями труб, так как российские металлурги не выполняли своих обязательств. «На 20 июля из-за нарушения сроков поставок трубной продукции российскими производителями сорваны сроки строительства 270 километров трубопроводов», — сообщил руководитель трубопроводной монополии. И предложил прибегнуть к наказанию: для повышения конкуренции на отечественном рынке снизить ввозную пошлину на трубную продукцию и увеличить фискальную нагрузку на металлургов.
Против выступил замминистра финансов Сергей Шаталов. А сам Путин ограничился пожеланием исключить «нецивилизованные методы ведения дел», а если возникают разногласия, то «их нужно научиться регулировать путем переговоров или, в крайнем случае, в судебном порядке, а не ставить под угрозу стабильность работы своих партнеров, целых коллективов». И такое миролюбие вполне объяснимо.
Чермет… белый и пушистый
Дело в том, что тема высокой стоимости черных металлов в определенной степени потеряла актуальность. С мая мировые цены на сталь начали падать. А их высокая волатильность — изменчивость — делает крайне сложной процедуру назначения цены при долгосрочных контрактах. И в этих условиях ряду потребителей невыгодно фиксировать покупные цены на длительное время. В частности, Трубная металлургическая компания предпочитает работать по квартальным договорам, в крайнем случае, заключать их на полгода. Уж не говоря о небольших строительных фирмах, которым убыточно подписываться под длинными контрактами. А кто хотел, тот перешел на долговременные соглашения.
Да и к чему метать громы и молнии, когда пациенты готовы лечиться и применяемые рецепты приводят к излечению, как в случае с владельцем «Мечела» Игорем Зюзиным. Потому достаточно было напомнить об этом, что Путин и сделал. «Игорь Владимирович (Зюзин – А.М.), хочу вас за это поблагодарить: все исполнил, все сделал и ведет себя корректно и по отношению к отечественным потребителям, и к российскому законодательству», — привел пример «правильных отношений» премьер.
К тому же отрасль в целом выходит из кризиса: рост объемов производства за первое полугодие составил 20%. К приезду руководителя правительства на Южном Урале реализованы несколько мегапроектов. Так, на Челябинском трубопрокатном заводе (ЧТПЗ) был введен в строй трубоэлектросварочный цех «Высота 239». Благодаря этому, по мнению премьера, будут «практически полностью закрыты потребности отечественных нефтяных и газовых компаний в трубах большого диаметра». А использование большого количества инновационных решений привело, как считают специалисты, к появлению принципиально нового типа металлургии, получившего название «белой металлургии». Символическим подтверждением чего служит то, что работники нового цеха одеты в белые халаты.
Отличился и ставший теперь любимчиком властей «пролеченный» Зюзин, пригласивший Путина на пуск машины непрерывного литья заготовок на Челябинском металлургическом комбинате. «Действительно крупные, прорывные проекты», — выдал итоговую оценку председатель правительства, что позволило сопровождавшему премьера главе Минпромторга Виктору Христенко торжественно провозгласить: «Металлургия, пожалуй, наиболее проинвестированная отрасль в России».
И уж совсем по-отечески Владимир Путин закрыл совещание, предложив его участникам, «если вы считаете, что что-то избыточно, приходите, мы же открыты. Я вас прошу об этом: пожалуйста, давайте мы таким вот образом выстроим совместную работу, очень рассчитываю на то, что мы объединим усилия, устраним все недостатки, о которых сегодня говорили, и выйдем на новые рубежи».
На металлургической тяге
Последнее — «выйдем на новые рубежи» — и было главной целью встреч в Екатеринбурге и Челябинске. Причем не только в металлургии, но с ее помощью и во многих других секторах российской экономики. Но на первом плане сама российская металлургия, у которой «есть все необходимое, чтобы уже в ближайшее время окончательно закрепиться в числе мировых лидеров по эффективности производства и управлению, энергосбережению, снижению негативного воздействия на окружающую среду».
А для этого нужно, чтобы у металлургов оставались средства на финансирование собственных инвестиционных проектов. Например, НТМК закладывает в цену железнодорожных рельсов инвестиционную составляющую, так как ему нужны средства для ведущейся сейчас на комбинате реконструкции рельсобалочных производств для тех же Российских железных дорог.
И заметьте, что правительство уже не требует директивного снижения цены на металл для машиностроителей и других потребителей, а ищет рыночный компромисс. Причем, похоже, собирается заниматься этим не в ручном режиме, как прежде. Во всяком случае, премьер Путин сделал по данному поводу примечательное заявление. «Это должны быть системные решения по формированию более прозрачных, гибких и справедливых правил конкурентной борьбы, тем самым способствующие поддержанию устойчивого роста экономики, снижению динамики инфляции, уменьшению уровня коррупции», — сказал он.