«Уральский рабочий» и Олег Шаргунов: Губящий зной
Засуха угрожает Свердловской области потерей урожая.
На Среднем Урале на смену очень холодной зиме пришло аномально жаркое лето, наносящее ощутимый урон сельскому хозяйству. С аналогичной проблемой столкнулись и соседние регионы. Крестьяне и чиновники ищут выход из ситуации, а метеорологи пугают продолжением засухи.
В Свердловской области уже отмечена практически полная гибель зерновых культур в трех районах. По информации регионального министерства сельского хозяйства и продовольствия, это произошло в Артинском, Красноуфимском и Каменском районах, общая площадь выжженной земли составила 5 тысяч гектаров. Люди здесь не видели дождей с середины мая. На этих же территориях, а также в Ачитском, Нижнесергинском и Сысертском районах почвенной засухе подверглась 161 тысяча га сельскохозяйственных угодий, что составляет 18% от всех посевных площадей области.
Там, где наблюдается это явление, не развивается колос пшеницы. По оценке специалистов минсельхозпрода, общий объем урожая, который удастся собрать, будет на 25% меньше, чем планировалось ранее. На остальной территории снижение прогнозируется пока на 10%. Несколько лучше обстоит ситуация с кормовыми культурами — они менее прихотливы. По информации пресс-службы ведомства, сейчас специалисты заняты обработкой всех данных, на основании анализа будут предложены меры противодействия стихии.
Беда коснулась и наших соседей — Башкирии, Курганской и Челябинской областей. С просьбой предоставить свободные площади под посев кормовых руководство этих субъектов Федерации обратилось в правительство Свердловской области.
По словам пресс-секретаря свердловского министерства сельского хозяйства и продовольствия Екатерины Ятновой, власти Среднего Урала уже приняли решение оказать помощь — планируется выделить более 20 тысяч гектаров земель, муниципалитеты уже определились с площадями, которые будут предоставлены во временное пользование. На них соседи самостоятельно будут вести сбор кормовых.
Отметим, что масштабы засухи не ограничиваются Большим Уралом, критическая ситуация сложилась во многих регионах страны: из-за жары чрезвычайная ситуация объявлена уже в 23 российских субъектах. В связи с этим среди населения появились панические настроения о грядущем увеличении цен и дефиците на основные продукты питания. Поэтому первому вице-премьеру правительства РФ Виктору Зубкову, отвечающему в кабинете министров за агропромышленный комплекс, пришлось, находясь в Екатеринбурге на российско-германском форуме «Петербургский диалог», выступить с успокаивающими заявлениями. По словам чиновника, правительство приняло ряд решений по масштабной поддержке пострадавших от засухи районов, средства для этих целей уже выделены, проводится определение ущерба от засухи, сформированы «антикризисные» запасы зерна.
— Мы имеем достаточные резервы для регулирования рынка и управления ситуацией на нем, — резюмировал Виктор Зубков.
А между тем, по данным Федеральной службы государственной статистики, потребительские цены в России медленно, но верно ползут вверх. С начала месяца прирост цен на потребительские товары в стране составил 0,3%, а с начала года — 4,7%. В годовом исчислении в июне инфляция составила 5,8%. Рост цен на продовольственные товары составил 4,5%, на непродовольственные — 5,1%, на услуги — 8,4%. И погодные катаклизмы могут подстегнуть темпы инфляции. По словам главы Российского зернового союза Аркадия Злочевского, засуха может в целом на 1,5—2 % увеличить инфляцию в текущих ценах. При этом, уточнил предприниматель, при снижении урожая основную опасность для цен несет подорожание кормов для животноводства, а не хлеба.
По прогнозам Гидромедцентра России, жара на Среднем Урале в ближайшее время спадать не собирается — температурный столбик в ближайшую неделю днем ниже 30-градусной отметки опускаться не будет. Неутешительные данные приводятся и по осадкам — дождей пока не предвидится.
Последний раз с такой проблемой крестьяне в Свердловской области сталкивались в 2004 году, когда из-за отсутствия дождей в ряде районов в течение 2,5 месяцев закрома региона недополучили порядка 180 тысяч тонн зерна. В результате засухи областное правительство было вынуждено увеличивать закупку хлеба и кормов в других регионах в два раза, а также оказывать помощь животноводческим и птицеводческим хозяйствам.