«Уральский рабочий» и Любовь Шаповалова: Поделимся кормами по-соседски
Но и уральские буренки голодными не останутся.
Поддерживая намерения уральских аграриев помочь коллегам из засушливых регионов, жители области беспокоятся, не останется ли без кормов общественное стадо Среднего Урала.
— Конечно, и в наших хозяйствах кормовые культуры пострадали от недостатка влаги, и урожайность их снизилась, но в принципе ситуация не критическая, — считает исполнительный директор союза животноводов Урала Елена Стафеева. — Думаю, что нормальную зимовку скота мы обеспечим. Естественно, сначала хозяйства заготовят корма для своих ферм, а излишками поделятся с южными соседями. Взаимовыручка у крестьян — вещь совершенно естественная, потому что погода кому угодно может преподнести сюрприз. Сегодня мы помогаем южноуральцам, завтра — они нам.
В общей сложности животноводам Свердловской области предстоит запасти 230 тысяч тонн сена, 530 тысяч тонн сенажа и 830 тысяч тонн силоса. Некоторые хозяйства, в частности, передовые колхозы Ирбитского района, успели заложить половину нужного тоннажа. Хуже идет заготовка кормов на территориях, наиболее сильно пострадавших от засухи. В Красноуфимском и Артинском районах пока в наличии только треть зимних запасов.
Как сказываются неблагоприятные погодные условия на удоях и, соответственно, на стоимости молочных продуктов?
— Сегодня уральские животноводы получают в среднем от буренки по 14,5 литра молока в день, что несколько выше прошлогоднего результата. Прибавка достигнута в основном за счет высокотехнологичных комплексов с круглогодичным рационом кормления животных. Фермы с естественным выпасом, конечно, снизили надои. В целом же валовый надой остался на уровне прошлого года, что позволяет поддерживать и сложившийся уровень цен на молочную продукцию. Но ближе к осени цены на сырье могут подняться — как раз в связи с дефицитом кормов, который испытывают наши соседи по региону, — прогнозирует ситуацию Елена Петровна.
Экстремальные условия нынешнего лета подстегнули процесс сокращения дойного стада в области, который начался еще в 90-е годы прошлого века и обострился в связи с экономическим кризисом. От самоликвидации отрасль спасает только бюджетная поддержка — за каждый литр молока областная казна доплачивает животноводам три рубля, одно время хозяйства не получали и ее. Уральские производители молока хотели бы иметь более надежную «подушку безопасности» (в Тюменской области на поддержку сельского хозяйства выделяют средств в четыре раза больше, чем в Свердловской), но рады уже и тому, что региональное правительство рассчиталось с прошлогодними «молочными» долгами.
Урожай зерновых в области тоже ожидается ниже прошлогоднего, хотя ситуация на полях Среднего Урала не столь катастрофическая, как у наших южных соседей. Челябинская и Оренбургская области официально признаны зоной чрезвычайного бедствия. Они включены в список из 14 регионов, которым федеральное правительство выделяет финансовую помощь на преодоление последствий засухи.
Одновременно министерство сельского хозяйства России скорректировало прогноз валового сбора зерна, снизив его с 90 до 85 млн тонн. По мнению руководителей ведомства, этого количества хватит, чтобы полностью обеспечить внутренние потребности страны (они оцениваются в 77 млн тонн). С учетом того, что прошлогодние запасы зерна составляют 24 млн тонн, Россия может продать порядка 20 млн тонн зерна на внешнем рынке, считают в минсельхозе.
Из этих заявлений можно сделать вывод, что голод россиянам не грозит, несмотря на масштабы стихийного бедствия, поразившего четвертую часть сельхозугодий страны. Кстати, эксперты утверждают, что ничего подобного в стране не было с двадцатых годов прошлого века, когда засуха превратила Поволжье в бесплодную пустыню…