Генеральный директор ИФК «ЯВА — Управление Финансами» Константин Селянин: Инвесторов для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Екатеринбург – Москва не найти ни в России, ни за рубежом
УрБК, г. Екатеринбург, 12.07.2010. «В последнее время некоторые проекты властей вызывают у меня некоторое удивление, перерастающее порой в изумление. По проекту скоростной железнодорожной ветки у меня, как у представителя инвестиционной компании, возник ряд вопросов. Во-первых, зачем он нужен в принципе? Ведь любой подобный проект должен быть в первую очередь конкурентоспособным», — заявил УрБК генеральный директор ИФК «ЯВА — Управление Финансами» Константин Селянин.
Напомним, губернатор Свердловской области Александр Мишарин подписал распоряжение о придании статуса губернаторской программы проекту строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Екатеринбург – Москва.
Стоимость строительства магистрали оценивается в 2,5 триллиона рублей. Финансировать и контролировать расходы на разработку модели будет некоммерческая организация «Фонд губернаторских программ Свердловской области».
«На мой взгляд, его выгода сомнительна для региона при существовании авиаперевозок, обычной железнодорожной транспортировки. Транспортный рынок уже занят, мало кто будет переплачивать за поездку на скоростном поезде – по стоимости билеты вряд ли будут дешевле билетов на самолет. Не проще ли тогда выбрать авиатранспорт и попасть в Москву за 2 часа, а не за 12, предлагаемых на скоростном поезде? А те, кто предпочитал поезда раньше, вряд ли захотят платить больше, за, по сути, не такое уж и короткое время пути, по сравнению с привычным», — отметил К. Селянин.
«Вспоминая опыт российских проектов, таких как саммит ШОС или Олимпиада в Сочи, не могу не отметить, что первые сметы у нас, как правило, оказываются ниже реальных в разы. Эта дорога станет золотой для области. А те средства, которые государство обещает вернуть инвесторам тоже под большими вопросами: когда они вернутся? В чем выгода участия в проекте? Почему само государство не профинансирует его? За границей существуют такие проекты, но там объект по окончании попадает в пользование самому инвестору. У нас же законодательством это не предусмотрено. Поэтому полагаться на расторопность властей или РЖД, которые, видимо, и получат в ведение готовый объект дороги, инвесторы не согласятся», — сказал аналитик.
«Я думаю, что решать проблему нужно на законодательном уровне. Чтобы создать привлекательные условия для инвесторов. Зная наш подход к масштабным проектам, таким как «Танцующий мост» или «Урал промышенный - Урал полярный», рисковать страшно. Строительство такой дороги может занять 3-5 лет, но со временем все изменится, может смениться власть, политика, и все затянется на долгие годы», — добавил К.Селянин.
«Сейчас не время для инвесторов входить в такие долгосрочные проекты, кризис еще далеко не закончился. На мой взгляд, найти инвестиции такого масштаба нашим властям не удастся найти ни в России, ни даже за рубежом», — заключил эксперт.