Студентки лучше сдают математику, если перед этим развенчивают стереотип о женщинах
Развенчивание стереотипа о плохих математических способностях женщин «на словах», в ходе небольшой групповой дискуссии, помогает студенткам сделать это «на деле»: результаты экзаменов по математике после такого обсуждения существенно улучшались. Об этом сообщают ученые, чья статья опубликована в журнале British Journal of Social Psychology.
Доктор Лаура Смит из университета Квинсленда и профессор Том Постмес из университета Гронингена изучали влияние распространенных стереотипов на поведение людей, которых они затрагивают. Ученые выяснили, что результаты экзамена по математике у студенток улучшаются, если перед выполнением задания они обсудят, почему стереотип о плохих математических способностях женщин является лишь стереотипом.
«Существование «угрозы стереотипа», негативного воздействия распространенных представлений на поведение человека, которого они напрямую касаются, подтверждается множеством свидетельств. Она может иметь значение в таких темах, как «Женщины и выбор профессии», «Раса и академические результаты», а также для социальных классов», – сказала доктор Смит.
Исследователи провели эксперимент с участием 380 студентов бакалавриата британских вузов. Участники эксперимента разбивались на группы и в течение пяти-десяти минут обсуждали распространенное представление о том, что способностей к решению математических задач у женщин меньше, чем у мужчин. Некоторым группам предлагалось обсудить, почему этот стереотип не соответствует реальности, а некоторым, наоборот, привести аргументы в пользу его достоверности.
Затем студенты отправлялись на экзамен по математике. Смит и Постмес, проанализировав его итоги, выяснили, что студентки из «позитивных» групп, которые пытались опровергнуть стереотип, демонстрировали более высокие результаты, чем девушки из «негативных» групп. Последние по результатам уступали молодым людям, соответствуя, таким образом, стереотипу.
«Широкие возможности практического приложения наших результатов состоят в том, что, похоже, мы действительно можем использовать дискуссию как средство продвижения позитивных изменений в обществе и устранения некоторых проявлений неравенства», – сказала Смит.
Ранее ученые уже связывали более низкие результаты экзаменов по математике у девочек со стереотипами и страхами, которые им передают учительницы еще в начальной школе. Группа ученых под руководством профессора Сиан Бейлок из Чикагского университета в работе, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences в конце января 2010 года, показала, что уровень знаний и отношение к предмету у американских учительниц напрямую сказывались как на отношении к математике у школьниц, так и на их результатах, пишет РИА «Новости».